Украсить новогоднюю ёлку можно не только стеклянными и пластмассовыми игрушками, но и деревянными, сделанными руками мастеров Богородской фабрики игрушек. В канун Нового года мы съездили в гости к Богородской игрушке, посмотрели, как её изготавливают, и познакомились с творцами.

 

Ступа для тёщи и заказ для Медведева

Нас встретила главный художник фабрики Анна Муравьёва, провела в залы музея. Всего их три. В первом зале невозможно не заметить гигантского медведя с огромным пнём в лапах. Этот мишка мог бы попасть в книгу рекордов Гиннеса. В витринах — большое количество традиционных игрушек мастеров, в том числе и новогодних. Их на фабрике начали делать с 90-х годов; богородские резчики, как никто другой, хорошо исполняли Деда Мороза.

— Мы всегда стараемся идти в ногу со временем. Во время зимней Олимпиады была выпущена серия игрушек–спортсменов. Богородская игрушка не обязательно должна быть с новогодней символикой. Но её всегда дарили детям на Новый год, наша игрушка была и у царских детей, — за беседой о традиционной игрушке мы переходим во второй зал.

Здесь большое количество авторских работ, поражающих своей красотой и точностью воспроизведения деталей. В витрине стоят “Три Богатыря” Васнецова. Гривы лошадей, кольчуга богатырей и остальные мелкие детали прорезаны опытной рукой мастера. Подобные работы выполняются либо на конкурс, либо на заказ.

Бывают совсем неожиданные заказы. Так, богородские мастера однажды делали подарок для Сергея Нарышкина, председателя Государственной Думы. Вырезали фигуру Дмитрия Медведева с фотоаппаратом — как известно, он увлекается фотографией. А как-то приехал мужчина и попросил изготовить ступу Бабы Яги для тёщи в натуральную величину.

Переходя в последний зал музея, встретили чёрного кота, он важно проследовал впереди нас и уселся рядом с фигурой снеговика. Экскурсия продолжилась уже в его сопровождении.

В третьем зале собраны матрёшки и новогодние игрушки, в числе которых Дед Мороз под названием “Устюжский князь”, ставший лучшим на конкурсе в Великом Устюге, автор работы Сергей Паутов. Моё внимание привлекла семья снеговиков и куклы — игрушки на новогоднюю ёлку.

— Куклы эти начались с новогодних матрёшек, их автор я. В Сергиевом Посаде много книг по народным костюмам, я изучала, какие они бывают, какие цвета и рисунки используются, и только после этого создавала игрушку. Даже когда снеговика нового создаёшь, нужно изучить материал. Смотрела детские рисунки снеговиков. Игрушку мы делаем для ребёнка, а она должна быть для него понятна и проста, не нужно мудрить и добавлять лишние детали, — рассказывает Анна Муравьёва.

 

 

В очередь на покраску

Анна вместе с котом проводили нас в “раскрасочную” — цех, где игрушки обретают цвет. В помещении сильно пахнет лаком, он даже перебивает запах краски. В руках у художницы Натальи символ наступающего года — петух. Она раскрашивает игрушки гуашью, а напарница покрывает лаком. На вопрос, как рано начинают подготовку к Новому году, отвечает, что как начальство скажет, но обычно за 2-2,5 месяца. За 25 лет работы из рук Натальи вышло огромное количество игрушек, перед Новым годом она уже раскрасила около тысячи петушков.

На старых газетах, разложенных на столе, стоят банки с красками, лаком, кисточки разных размеров и коробки с игрушками. Одни уже сохнут и готовы перейти в магазин, другие ждут своей очереди стать цветными.

Как и на многих предприятиях, у фабрики те же проблемы — нет новых кадров. “Некому нам опыт передавать. Работают одни пенсионеры, кто 20, кто 25 лет. Конечно, к пенсии зарплата — хорошая помощь. Молодёжь работать не идёт, после школы и училища уходят в институты, а потом находят более оплачиваемую работу. Если в советские времена на фабрике работало под тысячу человек, сейчас хорошо, если сорок наберётся“, — рассказывает Наталья.

 

 

Липа превращается в игрушку

На этой печальной ноте надевшая тёплую куртку Анна зовёт нас в гости к резчику. Мы выходим на улицу и проходим мимо деревянного домика, построенного ещё в послевоенные годы. Сейчас здесь находится творческая мастерская и проводят мастер-классы для детей и взрослых. Рядом с домиком склад материала. Огромные стволы липы лежат и ждут своей очереди, чтобы превратиться в богородскую игрушку. Заходим в мастерскую, где уютно пахнет деревом. В коридоре лежат столбы с красивой резьбой — заказ церкви. В хорошо освещённой комнате рядом с окном работает резчик Михаил Ахмадзиев. В руках у него рабочий инструмент для резьбы по дереву — стамеска. Из полена через несколько часов должен появиться снеговик в ушанке.

— Я работаю по эскизам. Набрасываю рисунок, коллега Сергей Паутов правит его, и уже по нему я вырезаю, а потом отдаю на роспись. Один день, и снеговик будет готов. Если липа мягкая, работа идёт быстрее, если твёрдая, то дольше.

У мастера забинтован палец, но внимания он на него не обращает, говорит, что “порезы кожи и мяса за травму не считаются”. Михаил приехал в 80-х годах из Набережных Челнов в Богородское училище. С тех пор остался здесь жить и работать. Таких профессиональных резчиков, как Михаил, в поселении осталось мало, и вновь всплывает кадровый вопрос:

— Это всероссийская беда. На выставках по промыслам я общаюсь и со старыми, и с молодыми мастерами, и все жалуются, что во время учёбы мало практики. Раньше мы делали 5-6 медведей по одной теме, сейчас студенты делают одного в полгода. Чему можно научиться на одном медведе? В этом деле нужно как можно больше резать и резать.

От работы Михаил не отвлекается, за разговором вырезает руки снеговику, опилки летят на стол и застилают пол мастерской. На вопрос, чего не хватает промыслу, сначала отвечает Анна: “Не хватает менеджмента, чтобы кто-то продвигал игрушку как бренд. Года два к нам приезжает предприниматель из Дании и делает заказ. Он продаёт сказочные комплекты. В комплект входит несколько наших игрушек, книжка со сказками, всё это упаковано в красивый треугольник. Вот и нам нужны свежие идеи“.

Михаил добавляет: “В любом случае народный промысел выживет, если не на фабрике, значит, кустарно. Мы вернулись ровно на сто лет назад. Как в 1913 году — скупщики приезжали за товаром, и мастера сами ездили в город продавать свои работы“.

От разговора о прошлом мы плавно перешли к настоящему. Как оказалось, у Михаила давняя мечта — сделать снежные фигуры. В поселении мастера фабрики однажды их делали.

— Жителям так понравилось, что просили на следующий год вместо салюта сделать ещё фигуры, но в прошлом году привезённые два куба снега растаяли из-за дождя. В этом году к нам обращалась администрация Сергиева Посада сделать фигуры изо льда на Советскую площадь, но нужно было, чтобы и материал был наш, а нам негде было взять его. Фигуры там стоят красивые, но делали их не мы.

Уходя с фабрики, мы зашли в магазин и увидели на полке тех самых петушков, которых разрисовала Наталья, мишек с лыжами из третьего зала музея и Снегурочку с Дедом Морозом — их можно поставить под ёлочку. И ещё множество игрушек, которые были сделаны в тех самых цехах, где гуляет чёрный кот и так уютно пахнет деревом.

Евгения Кинтушева

Фото Сергея Семенькова