Что появилось раньше — портрет или автопортрет? Дилемма не легче знаменитой “курица или яйцо”. Ответ на этот и другие вопросы мы попытались найти на открытии новой выставки в сергиевопосадской галерее “Арт-База”.

Валерий Воробьёв, один из участников, считает, что жанром-прародителем всё же следует считать портрет: достаточно вспомнить наскальную живопись. Его коллега Алексей Панин из Александрова затруднился выбрать, но заметил, что автопортрет позволять художнику работать смелее: “Когда я писал автопортрет, то встал у зеркала и буквально начал корчить рожи, чтобы лучше разглядеть все мышцы лица, морщины, складки. Было довольно забавно”.

“А вспомните гримасы Рембрандта на автопортретах, и в молодости и в старости”, — продолжил Валерий. Примечательно, что некоторые авторы занялись автопортретом именно на склоне лет, считая, что уж кого-кого, а себя-то всегда успеют написать.

Автопортрет относят к числу, условно говоря, плохо продающихся жанров. Его обычно пишут для себя или для близких, но продать такую работу — если только это не автопортрет великого — крайне затруднительно.

Устраивать выставки автопортрета тоже сложно. Самих себя, как выяснилось, любят изображать далеко не все художники. Некоторые из тех, к кому обратились организаторы, попытались изящно выйти из положения. “Мои картины — говорили авторы, — и есть мои автопортреты. Они передают мой мир”. Оттого неслучайно на выставке присутствуют сюжетные и абстрактные работы, также проходящие по разряду автопортрета.

 

Владимир Крючев

Фото Сергея Семенькова