Несмотря на широкое разнообразие компьютерных шрифтов и удобство их использования, рукописное письмо сохраняет свою уникальную ценность и значимость. Почерк каждого человека — неповторим. И по инициативе Ассоциации производителей пишущих принадлежностей один день в году во всём мире отмечается День ручного письма.

В честь этого праздника Сергиево-Посадский музей-заповедник поделился десятью интересными фактами о гусиных перьях — далёких предков современных авторучек.

• Основной причиной использование птичьих перьев в качестве общедоступного пишущего инструмента стало удешевление и распространение сперва пергамента, а, впоследствии, и бумаги.

• Гусиное перо, в отличие от перьев других птиц, как правило, домашних, представляет собой толстый полый стержень, имеющий объёмное пористое основание. Поэтому перо «ухватисто» и его удобно держать в руке при письме.

• Пористая внутренность, хорошо впитывающая чернила, позволяла реже окунать кончик пера в чернильницу. Умеренно мягкий кончик пера хорошо сохраняет свою форму при письме, снижая необходимость заточки.

• При использовании пера постепенно изменился и стиль письма. Оно сделалось прописным и наклонным, появились строчные буквы (до этого при письме использовались только прописные), а впоследствии - разнообразные курсивы и рукописные шрифты, появившиеся именно благодаря гусиному перу.

• Кроме гусиных перьев, при письме могли использовать жёсткие перья других птиц, таких как вороны, павлина, индюка, глухаря или лебедя. Сложность заключалась в том, что лишь 3-5 самых крайних пера птицы подходили для письма.

• Когда в 18 веке в Европе был бум письменности, гусиных перьев не хватало. Россия являлась одним из крупнейших поставщиков гусиных перьев, и только в Англию на пике поставляла более 27 млн перьев в год.

• Самая главная проблема перьев для письма заключалась в том, что они достаточно быстро затуплялись и их необходимо было постоянно подтачивать. Затачивание кончика пера специальным ножом называется очинкой (или очином, обчинкой). Нож для очинки перьев называли перочинным ножом. Позже название распространилось на все карманные ножи.

• Перед очинкой перо обрезали, чтобы удобнее было держать, вываривали для обезжиривания и обжигали в горячем песке, делая сухими и жёсткими.
Очинка пера была важной операцией, поскольку от правильного её проведения во многом зависело качество почерка. Если кончик пера был слишком острым, то почерк при написании получался тонким и плохо различимым. А если кончик был закруглён, то почерк мог стать толстым и неровным. При очинке у пера срезался наискось конец с наружной стороны, затем до половины с противоположной, так, чтобы получился полукруглый желобок. Середину желобка надрезали острым перочинным ножом для образования расщепа. Расщеп пера мог быть разным, в зависимости от индивидуальной манеры письма пишущего и от того, для какого письма оно предназначалось.

• В учреждениях, ведающих делопроизводством (канцеляриях), долгое время были «специалисты по чинке перьев». Многие поэты и писатели никому не доверяли очинку своих перьев. Известно, что А.С. Пушкин самостоятельно занимался очинкой своих перьев и исписывал их почти до основания.

• Хорошие перья принято было даже дарить. В кабинете Пушкина в богатом футляре хранилось собственное перо Гёте, присланное им в подарок великому русскому поэту.

Напомним, в музейном комплексе «Конный двор» Сергиево-Посадского музея-заповедника до 23 февраля работает тематическая выставка «Путешествие в чернильное царство». Посетить её можно самостоятельно или записавшись на одну из авторских экскурсий. 

Адрес: г. Сергиев Посад, ул. 1-й Ударной Армии, 2.

Фото: Владимир Болоцков