В эпоху конвейеров и массового производства изделия, созданные вручную в штучном количестве, ценятся наиболее высоко. Подобные вещи формируют индивидуальный стиль их обладателя и даже подчёркивают характер. В полной мере это относится и к авторской керамике. В одном из исторических зданий старого Сергиевского посада уже три года работает мастерская художницы Александры Мавриной, фантазия и трудолюбие которой позволили ей заслужить признание эстетов со всех уголков страны.

Под занавес 2024 года она приняла участие в выставке-биеннале статусного конкурса «Придумано и сделано в России» и вошла в число финалистов. А ещё её работы экспонируются на выставке во Всероссийском музее декоративного искусства в Москве.

Историй о том, как хобби переросло в профессию, действительно много, и каждая из них по-своему любопытна. Это сегодня Александра Маврина днями и ночами практически без выходных посвящает себя керамическому искусству, а ведь когда-то, в «прошлой жизни», она была инженером связи. Однажды в технической карьере случилось распутье — начальство предложило либо повышение с не подходящими ей условиями работы, либо сокращение. Александра выбрала второе.

Через некоторое время она вспомнила, что в детстве ходила в художественную школу и даже поступила в колледж игрушки, но не доучилась. Творчество, которое тогда казалось ерундой, стало манить. Особенно когда в кругу общения немало людей, тоже занимающихся керамикой и готовых поделиться опытом.

В мастерских своих знакомых Александра Маврина начала учиться керамическому делу. Размах вскоре потребовал расширения домашнего пространства, поскольку художница ежегодно создаёт по несколько новых коллекций фигур — а это эскизы, заливочные формы, пробные экземпляры и т. д.

Большой удачей для Александры было найти помещение в старинном кирпичном доме на улице Вифанской, который в прошлом являлся одним из корпусов фабрики Ивана Зайцева

Атмосфера этого места самым лучшим образом сказывается на творчестве. Именно здесь у Александры Мавриной появилась на свет серия интерьерной керамики «Атлантида» — одна из тех, что «выстрелила», выражаясь на современном сленге.

«Всё началась с того, что я посетила лекцию Романа Ермакова у нас в городе. Это московский скульптор, автор перфомансов и эксперт по паблик-арту. Роман продемонстрировал коллекцию эксцентричных нарядов «Живые скульптуры», которую он сам придумал. А я сижу и понимаю, что для меня это не костюм, это ваза. На следующий день я с самого утра буквально полетела в мастерскую. Создала, в общем, такую вазу и отправила фото Роману. Он предложил сделать из этого целую серию, приезжал сюда, мы вместе обсуждали концепцию. Представили, что это сосуды, которые после крушения Атлантиды лежали на морском дне, обросли кораллами, и когда их подняли на поверхность, они стали выглядеть вот так. Сама основа — чёрная, а кружочки, трубочки и волны — разноцветные. Притом вазами эти фигуры можно назвать только из-за формы. Это самостоятельный объект в интерьере, и он вовсе не предназначен, чтобы в него ставили цветы», — рассказала художница.

У Александры Мавриной есть талант находить вдохновение повсюду, переосмысливать увиденное и воплощать впечатления в керамике.

Одно из любимых направлений — сказочные персонажи

К примеру, Удав из мультфильма «38 попугаев» в глазах художницы стал прототипом авторской ёлочной игрушки символа 2025 года. Внимательный зритель по форме головы этой змейки сразу угадает отсылку к знакомому с детства герою. А сама Александра, со свойственным ей чувством юмора, дала своей игрушке шуточное название: «внебрачная дочь Удава».

Каждая фигурка создаётся полностью вручную, начиная с разработки пластилинового макета. Из года в год желающих украсить свою ёлочку игрушками Александры всё больше и больше. Именно поэтому для экспериментов у неё выделено всего пара-тройка месяцев, а остальное время уходит на изготовление и рассылку заказов по городам.

Разнообразие забавных моделей, которые Александра придумала всего за шесть лет керамического творчества, впечатляет: модные куры в солнцезащитных очках, овечка в праздничном колпаке, такса с цыплятами на спине, корова в ванне с резиновым утёнком, пьяненький крокодил в деловом костюме, енот-губернатор и другие.

В поиске новых образов художница любит обращаться к игрушкам из своего детства. Она начала снимать форму с советских «дутышей» (полых пластмассовых игрушек, изготовленных методом выдувания. — Ред.) и затем видоизменять её уже на основе своих идей. Так появились, к примеру, ин терьерные скульптуры пуделей и лам. Александра ежегодно участвует в трёх крупных всероссийских фестивалях керамики, таких как 4ceramics.

«Туда приезжают исключительно керамисты. Как минимум три коллекции в год у меня должно быть. Это стимулирует, чтобы в каждый следующий раз и себя превзойти, и людей там удивить. А если ты будешь делать одно и то же, то ты — просто ремесленник», — считает художница.

В прошлых годах она покоряла публику керамическими жуками в рамках, разноцветными слонами и дизайнерской посудой, покрытой тысячами точек-крапинок. К весеннему 4ceramics, который пройдёт 20 и 21 апреля в культурном центре ЗИЛ в Москве, художница уже начала готовиться. Учитывая то, в каких темпах растёт её мастерство, новый триумф — не за горами.

Вячеслав Белов

Фото: Елизавета Гуцева