Дед Мороз вышел в Голубое фойе ДК им Ю. А. Гагарина в полном своём облачении: в валенках, шубе, в шапке и с посохом. Басистый голос новогоднего волшебника узнаваем сразу же: именно он из года в год зажигает огни на главной городской ёлке, его слышит на праздниках в ДК уже не одно поколение сергиевопосадцев. Алексей Кузнецов работает Дедом Морозом уже больше тридцати лет. И эти новогодние каникулы не стали исключением.

Кто скрывается за бородой

Когда Дед Мороз снял шапку и бороду перед интервью и стал хормейстером Алексеем Кузнецовым, ощущение, что разговариваешь с самым настоящим Дедом Морозом, не проходило. Может быть, потому что больше, чем за тридцать лет, он настолько слился со своим персонажем, что исчезла та самая грань, которая разделяет сказку и реальность.

«Я Дед Мороз уже много лет, многое повидал на своём «дедморозовском» веку, и знаете, что самое неприятное? Когда в меня не верят, когда думают, что я не настоящий. А я стараюсь, несу людям радость по-настоящему», — рассказывает Алексей Кузнецов.

Даже такие детали, как качественная борода, которую, кстати, Деду Морозу каждый год приходится покупать новую, и настоящие валенки, имеют значение и не воспринимаются Алексеем Кузнецовым как мелочи.

«У меня даже штаны специальные, сшитые на заказ. Дети же знаете, какие любопытные? Могут и под шубу занырнуть играючи, а там что – джинсы? Нет, Дед Мороз джинсы не носит», — рассуждает он.

Как становятся Дедом Морозом

Алексей Кузнецов родился в рабочем посёлке имени Ленина в Ульяновской области. Папа играл на баяне, мама пела в хоре и шила костюмы для местного клуба. В советское время самодеятельность была очень развита, и маленький Алёша, сколько себя помнит, всегда принимал в ней самое активное участие. Да к тому же и семья была большая и музыкальная. Мама рассказывала, что трёхлетний Алексей обожал народные песни и, забираясь под стол, всегда подпевал взрослым.

В четвёртом классе мальчик поступил в музыкальную школу у себя в посёлке, а потом, после средней школы, — в музыкальное училище в Ульяновске. Дальше — консерватория города Казани.

Дедом Морозом стал ещё в старших классах: сначала поздравлял одноклассников, потом знакомых, потом знакомых знакомых… И с тех пор не было почти ни одного года, когда бы Алексей Кузнецов ни перевоплощался в сказочного волшебника.

«Единственный раз, когда я отметил Новый год дома, с семьёй, это был период пандемии. Всё остальное время я радую других. Семья относится с пониманием. А старшая дочка уже давным-давно выступает в роли моей Снегурочки. Сейчас и младшая рвётся в бой», — смеётся Алексей Кузнецов.

Конечно, наш волшебник не просто радует других, но и сам получает удовольствие от любимой работы.

«Знаете, очень приятно, что для многих я настоящий Дед Мороз. У меня есть те, с кем я уже 15 лет подряд. Для нескольких семей я стал символом праздника, его неотъемлемой частью. И особенно приятно, когда ко мне подходят уже взрослые люди и говорят: «А я вас помню, меня родители приводили к вам на ёлку в ДК», — делится Алексей.

Какие бы ни были времена, Алексей Кузнецов и Дед Мороз не расстаются. Бывало, что и в трудные 90-е, когда все рисовали матрёшек, Дед Мороз помогал Алексею прокормить семью: благо, что он всегда желанный гость в любом доме в любую эпоху.

«В Загорск я приехал в очень интересное время. 19 августа 1991 года, в день путча, я переступил порог Дома учёных на Звёздочке, куда устроился работать художественным руководителем. Приехал из Казани по распределению», — вспоминает Алексей Кузнецов.

Именно там, в Доме учёных, он создал свой хор, который вместе со своим основателем продолжил работу уже в ДК им. Ю. А. Гагарина и сейчас по праву считается гордостью Сергиево-Посадского округа. Здесь, во Дворце культуры, Алексей Кузнецов числится хормейстером и каждый год перевоплощается в главного городского Деда Мороза.

«У нас очень хороший коллектив, слаженный. Все участвуют в подготовке новогодних представлений: и танцевальные коллективы, и хоровые, и технические специалисты, и костюмеры… Я занимаюсь только своими задачами, выступаю, общаюсь с детьми и нисколько не переживаю за техническую составляющую. Знаю, что коллеги обо всём позаботятся. И то, что сценарии каждый год придумывают разные, тоже интересно. Приятно осознавать себя частью команды, которая дарит волшебство нашим жителям каждый год», — рассказывает Дед Мороз.

При этом Алексей Кузнецов весьма консервативен и считает, что для новогодних детских праздников уже давно всё придумали и написали все песни. Эта годами отработанная программа ничуть не устаревает, и лучшее решение — по старинке водить хороводы под песню «В лесу родилась ёлочка».  

«Это проверенные годами добрые песни, которые правильно воспринимаются каждым поколением», — считает Алексей Кузнецов.

Также он уверен, что каждый ребёнок, который занимается музыкой, рисованием или танцами, развивается более гармонично.

Стишок для сотрудника Госавтоинспекции

За много лет работы Дедом Морозом Алексей Кузнецов побывал в самых разных ситуациях. И в неприятных, когда приходилось доказывать, что Дед Мороз — настоящий, и в приятных, когда взрослый мужчина в новогоднее утро просит Деда Мороза разбудить свою жену, чтобы этот день стал для неё самым сказочным и запоминающимся.

А было и такое, когда амплуа помогло избежать лишения прав. Тогда Алексей Кузнецов очень торопился по московским пробкам поздравить очередного малыша и пересёк сплошную линию. Но случилось чудо: сотрудник ГИБДД попросил его рассказать стихотворение и отпустил без штрафа.

Алексей Кузнецов скромничает, когда говорит, что может совершить только одно настоящее волшебство — зажечь огни на новогодней ёлке. На самом деле его появление в костюме Деда Мороза — уже чудо. Во всяком случае, для тех, кто в него верит независимо от возраста и социального статуса.

Екатерина Белякова