Сергиевопосадскому фотографу и фотохудожнику Павлу Смирнову в этом году посчастливилось стать частью большого проекта в жанре современного искусства и поработать с арт-командой международного уровня. Творческая группа «Провмыза» из Нижнего Новогорода (название составлено из первых буква фамилий основателей: Сергея Проворова и Галины Мызниковой. — Ред.) пригласила его на съёмки фотополотен «Весь мир вверх тормашками» и «Сколько ягод — столько и женщин» для нижегородской галереи «9Б». В октябре результат их совместного труда произвёл фурор на международной ярмарке современного искусства Cosmoscow и практически мгновенно попал в частную коллекцию. Такие произведения готовятся месяцами, а искушённые любители искусства готовы заполучить их, не пугаясь стоимости, соизмеримой со стоимостью неплохой иномарки. Своими впечатлениями о работе с признанными корифеями жанра Павел Смирнов поделился в беседе с нашим корреспондентом.

— Как вы познакомились с «Провмызой»?

— Где-то с 2018–2019-го года я как фотограф участвую в творческих замыслах Ульяны Подкорытовой (современный художник, видеохудожник, дизайнер из Хотькова. — Ред.). В этом году она ездила в арт-резиденцию в Нижнем Новгороде — это такое креативное пространство для художников, где они могут жить, работать над своими идеями и обмениваться опытом. Там Ульяна узнала, что для нового интересного проекта ищут фотографа, и порекомендовала меня. В мае мы созвонились с «Провмызой». И всё закрутилось.

— Как проходила ваша работа?

— У нас была неделя, в которой именно съёмочных дней — два: один в карьере и один в локации с деревом. Принимали участие порядка 20 актёров, гримёры, стилисты, альпинист, монтажники и другие специалисты. Композиции готовились по восемь часов. Вся техническая часть съёмки была на мне. Подходящую камеру и объектив пришлось брать в аренду и везти из Москвы. Работали в конце августа, поскольку ждали определённые погодные условия и плотную облачность. Всё снято вживую, одним кадром. Уже на ярмарке в Москве многие любопытствовали, как это сделано, и непременно удивлялись, что при создании не использовались нейросети, персонажей не вклеивали в Photoshop и не было иных хитростей монтажа. Цветовые оттенки отсылают к Средневековью — кое-кто даже принимал наши полотна за живопись и на ощупь пытался понять, что это за материал. Кстати, подготовка к печати тоже была серьёзной.

Галина Мызниковова приезжала в Москву в фотолабораторию, где мы пробовали разные материалы и выбирали оформление. Итоговый результат впечатлил даже печатников. Полотно «Весь мир вверх тормашками» — сложносоставное: в верней части была использована акварельная бумага, а низ выполнен на бумаге со специальным «стеклянным» покрытием для особого эффекта глубины. Кураторы Cosmoscow сказали, что такие произведения можно смело везти в Европу, в Дубай и на Art Basel (ведущая мировая ярмарка современного искусства в швейцарском городе Базель. — Ред.).

— Иногда про современное искусство говорят: «Чем страннее, тем лучше». Это поверхностное заявление?

— Конечно, любому художнику хочется привлечь к себе внимание, выделиться на фоне остальных. В какой-то степени принцип «страннее» и «необычнее» работает. Но, с другой стороны, в каждое произведение, скульптуру, инсталляцию вкладываются определённые смыслы. В современном искусстве также подразумевается интеллектуальная работа и самого зрителя. Объясню на примере нашего проекта. «Провмыза» изначально больше работает с видеоартом, и это, по сути, был первый опыт со статичным изображением. Была идея представить «вырванные кадры» из несуществующего фильма. Загадка — мы видим, что сейчас происходит, но не знаем, что было до, что будет после. Глядя на эту недосказанность, каждый зритель, основываясь на своём опыте, мысленно достраивает сюжет и становится как бы соавтором.

Вслед за первым тиражом нашумевших полотен будет напечатано ещё несколько копий. Желающих украсить свою коллекцию работами, к которым приложил руку наш земляк Павел Смирнов, оказалось действительно много. Сотрудничество с «Провмызой» оставило взаимную симпатию — ребята уже обдумывают следующие совместные проекты.

«Весь мир вверх тормашками» и «Сколько ягод — столько и женщин» — это четыре фотополотна, самое большое из которых высотой 2,6 метра. Образы на них представляют собой аллюзию на классическое искусство Средневековья и библейские мотивы. Например, девушка-альбинос напоминает мраморное изваяние. Видя мир перевёрнутым, она смотрит на него глазами, полными слёз. А в основе второй работы — популярный сюжет сбора урожая. Но внезапно компанию девушкам составил неудачно приземлившийся на дерево парашютист

Вячеслав Белов

Фото из архива Павла Смирнова