Почему одни города нам нравятся, а другие нет? Почему только определённые объекты обладают инвестиционной привлекательностью для предпринимателя? Почему важно сохранять аутентичность исторического центра? Всё дело в экономике впечатлений. Лекцию на эту тему провёл Григорий Соломин, управляющий партнёр проектно-консалтинговой компании по развитию территорий «Новая земля», занимающейся разработкой мастер-планов для различных уголков нашей страны.
Сегодня туристам уже неинтересно просто гулять по достопримечательностям: им нужны эмоции. Но необычные музеи, авторские экскурсии, атмосферные рестораны — не залог успеха. Важно, чтобы они, помимо прочего, соответствовали определённой эпохе, региону, были достоверными. Логично ли делать в центральной части подмосковного города, допустим, французский ресторан? Почему бы не попробовать местное блюдо и не узнать что-то новое конкретно этой территории?
По мнению Григория Соломина, работа с историческим наследием, имеющим ценность, ещё больше помогает погрузить туриста и дать ему такие для него желаемые впечатления. И дело не только в материальном — большую роль играет сама история, как факт, и образовательные аспекты. Сегодня турист хочет знать легенды, изучать исторические факты и в буквальном смысле «прикасаться» к ним.
Хороший и популярный пример — Коломна со своим калачом и пастилой. Благодаря удачной комбинации оригинальной рецептуры и открытия магазина-музея в историческом здании, получилось создать удачный и экономически эффективный продукт: трафик частных музеев на эту тематику в несколько раз выше, чем трафик музеев государственных.
Коломна стала феноменом по развитию экономики впечатлений. За десять лет она вошла в топ-3 в сфере туризма среди городов Подмосковья, не имея паломнического потока
Впечатления важны и для предпринимателя — исторические здания, в большинстве своём, находятся в неприглядном состоянии. Задача власти — упаковать объект в понятную для бизнеса форму, создав так называемые инвест-паспорта с готовыми сценариями по использованию объекта. Чаще всего это ресторан, гостиница, жилой фонд или музей-магазин, как в той же Коломне. Территория вокруг тоже должна быть доведена «до ума». Справиться бизнесу самостоятельно, без государственной поддержки, достаточно сложно: нужны субсидии, гранты, фонды.
Важна и комплексная работа — стратегия развития исторической части. Такой мастер-план реализуется в Дербенте. Здесь из «маргинальных» районов удалось сделать инвестиционно-привлекательные туристические зоны, увеличить количество туристов и рабочих мест для местных жителей.
Светлана Гирлина