Сегодня нам трудно представить православный храм без иконостаса. И даже становясь на домашнюю молитву, мы обычно предстаём перед святым образом. Однако было время, когда Церковь раздирали споры о возможности почитания икон. Да и сейчас православный христианин порой слышит обвинения в «идолопоклонстве» со стороны протестантов, ссылающихся на заповедь Декалога о запрете изображений. На все нападки подобного рода Церковь давно дала ответ.

В октябре, в ближайшее воскресение к 24 октября, Русская Православная Церковь традиционно празднует память отцов Седьмого Вселенского Собора, которым мы обязаны сегодняшним благолепием наших храмов и возможностью с благоговением припадать к иконам или святым мощам. В этом году празднование приходится на 27 октября.

Седьмой Вселенский Собор завершил собой эпоху, заключившую в словесную форму все основные догматы, определяющие содержание нашей веры. Собор этот состоялся в Никее в 787 году при императрице Ирине. Своим ва жнейшим результатом он имел победу над иконоборческой ересью и утверждение иконопочитания.

В своём оросе собор постановил, чтобы «святые и честные иконы предлагались (для поклонения) точно так же, как и изображение Честного и Животворящего Креста, будут ли они сделаны из красок или (мозаических) плиточек или из какого-либо другого вещества, только бы сделаны были приличным образом, и будут ли находиться в святых церквах Божиих, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на дощечках, или в домах и при дорогах, а равно будут ли это иконы Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, или непорочной Владычицы нашей святой Богородицы, или честных ангелов и всех святых и праведных мужей. Чем чаще при помощи икон они делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самых первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобызание, почитание и поклонение (греч. «проскинезис»), но никак не то истинное служение (греч. «латриа»), которое, по вере нашей, приличествует одному только Божественному естеству. Они возбуждаются приносить иконам фимиам в честь их и освещать их..., потому что честь, воздаваемая иконе, относится к её первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображённого на ней» (Деяния Вселенских Соборов. Т. 4. СПБ, 1996. С. 590-591).

Но почему же утверждение иконопочитания явилось для Церкви столь важным, что кровь многих мучеников и исповедников была пролита в защиту почитания святых икон, а спустя полвека, при императрице Феодоре, в честь окончательной победы над рецидивами иконоборчества был установлен праздник Торжества Православия, дабы увековечить эту победу? Защитники иконопочитания рано поняли, что нападки иконоборцев имеют под собой не столько культурологический (хотя и это имело место), сколько догматический аспект. Борьба против почитания икон явила собой продолжение христологических и даже тринитарных споров. Борьба эта осложнилась тем, что на сторону иконоборцев встали византийские императоры.

Датой начала открытого иконоборчества считается 726 год, когда император Лев III Исавр выпустил, по разным данным, один или несколько указов в безрезультатной попытке склонить на сторону иконоборчества патриарха св. Германа и римского папу св. Григория II. В это время пострадал преподобный Иоанн Дамаскин. Возбудив к себе злобу императора своими сочинениями в защиту икон, он был оклеветан, и ему отрубили правую руку. В его житии рассказывается о чуде, явленном ему через икону, именуемую ныне «Троеручица», когда по молитве перед святым образом рука его приросла и исцелилась. Так что третья рука на иконе принадлежит не Богородице, как иногда неправильно изображается, а является изображением «дара» Иоанна святой иконе. В Греции, кстати, и доныне распространён обычай приношения к иконам вырезанных из серебряных листов изображений тех частей тела, которые исцелились по молитве пред святым образом.

Однако самым яростным гонителем икон явился сын Льва III — император Константин V Копроним. Патриархи, сменявшие при нём друг друга на Константинопольском престоле, оказались в полном его подчинении. Гонения, развёрнутые при нём, сравнивали с гонениями Диоклетиана. Например, в это время пострадал, встав на защиту святых икон, преподобномученик Андрей Критский — автор Великого покаянного канона. Тем не менее Константин Копроним, осознавая, что никакими мучениями невозможно сломить Церковь, попытался вступить в догматическую полемику и написал трактат, в котором изложил идеологию иконоборчества.

Основной вопрос иконоборческих споров — вопрос о возможности изображения Бога. Доводы Константина Копронима сводились к тому, что если на иконах изображается Божество Христа, то Оно неизобразимо, и тогда это подпадает под запрет Ветхого Завета, а если изображается человечество, то тогда поклонение иконам является идолопоклонством и к тому же является несторианской ересью, как попытка отсечения человечества Христа от Его Божества. Православные же отвечали, что на иконах изображается не «что» (природа), а «кто», и, поклоняясь иконе, мы поклоняемся не «чему», а «кому» (Божественному Лицу). И соответственно, кланяемся мы не доске или изображению, но изображённому (тому, кто изображен).

По словам преподобного Иоанна Дамаскина, внёсшего значительный вклад в дело защиты православия, «честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу», что даёт нам возможность общения с Богом и святыми. Ведь Христос воплотился и, следовательно, изобразим, а если иконоборцы утверждают Его неизобразимость, то они ставят под сомнение истинность Боговоплощения, а это уже докетизм (ересь, утверждающая иллюзорный характер воплощения Сына Божьего. — Ред.). Преподобный Феодор Студит, отстаивавший иконопочитание уже после Седьмого Вселенского собора, говорил о том, что отвержение святых икон отвергает и тайну вочеловечивания.

Таким образом, иконоборчество представляет собой последнюю фазу христологических споров, имевших место в древней Церкви и вобравших в себя обсуждения всех предыдущих заблуждений. Поэтому утверждение иконопочитания является, некоторым образом, богословским итогом эпохи Вселенских Соборов.

Также стоит добавить, что в Русской Православной Церкви почитание икон отличается особым благоговением. Особенно же это относится к иконам Матери Божьей, почитание которой также отвергалось крайними иконоборцами. Почти каждый день в церковном календаре мы находим упоминание о праздновании той или иной иконы Богородицы. Каждому вновь прославленному святому обязательно пишется икона. Ведь мы не только имеем возможность посредством икон обращаться к Богу и Его угодникам, но и можем иметь «обратную связь», получая через иконы благодатные дары и чудесные исцеления.

Прихожанка Сергиевского храма г. Сергиев Посад (мкр. Семхоз), иконописец, теолог Тихонова Юлия