2024 год объявлен в нашей стране Годом семьи. А прошлый, 2023 — Годом педагога и наставника. Оба этих года стали знаковыми для Ирины Николаевны Михайловой — учителя русского языка и литературы гимназии И. Б. Ольбинского. Она родилась в педагогической семье. Семь учителей, три поколения педагогов. Как оказалось, предопределён был не только профессиональный путь Ирины Николаевны, но и жизненный. Сорок четыре года отдала Ирина Николаевна разным поколениям детей и преподаванию в школах нашего города. О том, как стать своим для детей, как обрести доверие и уважение, стать наставником, а также о призвании и признании, профессиональных победах и личных разочарованиях поговорили с учителем-словесником Ириной Михайловой.

 


Экзамен — спортивное соревнование. Иногда побеждает тот, у кого нервы крепче. Психологическая подготовка должна быть серьёзная. Нужно постоянно тренироваться. Когда многое выучено, позади большая работа, надо с детьми больше шутить. И постоянно напоминать: жизнь продолжается, она прекрасна. Сделайте трёхминутный перерыв, понаблюдайте за природой, переключитесь. Иногда сильное сосредоточение на цели мешает в её достижении

 

— Школы менялись, а профессия оставалась. Где жила большая педагогическая семья?
— История нашей семьи прошла в школьных интерьерах, но школы, правда, были разные. А жили мы на Кооперативной улице, в доме, который сейчас стал бизнес-центром. В этом доме прошло моё счастливое детство. Там было четыре коммунальные квартиры, и нижнюю как раз занимали учителя. Семья наша — бабушка, две её двоюродные сестры, родители и мы с сестрой. Практически все жители дома учились у моих родственников. В прошлом году перед Днём учителя прибирала комнату, и случайно высыпались из шкафов альбомы. Я увидела, сколько фотографий — это же история страны! Моя бабушка начинала работать в школе в первый год советской власти, она даже какое-то время была первым руководителем департамента образования в городе Сергиев. Потом сбежала в школу, потому что ей хотелось живой работы.
— Какие имена начали педагогическую династию?
— Это три сестры: гимназистка Наталья Алексеевна Чербова, моя бабушка, и две её двоюродные сестры: Анна Сергеевна Соколова, Марина Сергеевна Когтева.
Они закончили женскую гимназию, бабушка прошла ещё курсы Герье, редкое образование для женщины того времени. Анна Сергеевна преподавала географию, Наталья Алексеевна, бабушка моя — русский язык и литературу, а Мария Сергеевна была учительницей начальных классов. Кстати, Мария Сергеевна — выпускница женской гимназии, заслуженный учитель РСФСР. У неё множество наград, медалей и орденов. Она была удивительным человеком. Я её считаю первой своей домашней учительницей. Несмотря на то что она носила бифокальные очки и с детства хромала, она ставила спектакли, балеты, оперы с учениками начальной школы. Ежедневно к ней приходили домой ученики. Дом был открыт для всех. Голос у Марии Сергеевны был потрясающий, слыша его, все замирали. Просто уникальный голос, мышление, воображение, фантазия. Ученики за ней ходили толпами. Я каждый день видела, как Марию Сергеевну ждали у крыльца ученики. Она выходила как королева. Дети тут же бросались нести её портфель, старались как-то прикоснуться к ней, а она шествовала с палочкой в окружении свиты. Мне казалось, учитель — это самая замечательная профессия на свете. Конечно, я видела тогда парадную сторону больше, трудности позже, в процессе пришлось испытать и понять, чего стоит вот такой успех, приём, понимание. Это огромный труд.
— Ваши родители тоже носители педагогических традиций?
— Моя мама, Елена Петровна Михайлова, учитель русского языка и литературы. Работала в стенах первой школы. Всегда меня поддерживала в минуты отчаяния в начале моего учительского пути, говорила, ты из учительской семьи, уверенность обязательно придёт. А отец, Николай Михайлович Михайлов — учитель начальной школы, преподаватель физкультуры, военного дела, географии, директор школы в городе Хотьково в 60-е-70-е годы. Он был сельским парнем. Его призвали на войну, он воевал

на Восточном фронте, закончил перед войной педагогическое училище. Кстати, после войны его направили учиться. Власть заботилась о своих героях. Он получил педагогическое образование.

— Ваши последователи тоже трудятся в школах? Династия не прерывается?
— Наш, последний пока представитель, Мария Юрьевна Миронова, школьный психолог школы № 14, директор образовательного центра «Семицветик». Она не только последователь, она продолжает традиции, которые всех нас объединяют. А объединяет нас театр. Все мои родственники занимались постановками. Постановки Марии Сергеевны Когтевой были известны всему городу. Декорации к пушкинским сказкам делал родитель из класса Марии Сергеевны Владимир Фаворский, который жил в нашем городе, он автор знаменитых иллюстраций к «Слову о полку Игореве», гравюр по пушкинским произведениям. Летом Мария Сергеевна разыгрывала спектакли во дворе дома. Их играли жители нашего дома.
— В чём ищете вдохновение?
— Я обожаю литературу. Когда я перечитываю произведения, мне обязательно надо поделиться. Источник вдохновения и сил — дети. Идёшь порой на работу, тяжело, четыре урока надо продержаться. А в школе кипит жизнь: все кричат, шумят. Видишь детские глаза, и через несколько минут настраиваешься, возраст свой уже и не чувствуешь. Огонь в глазах — лучший заряд. Глаза учителя тоже светиться должны.
— Дети тогда и сейчас, разные?
— За парадной стороной профессии, которую я видела ещё ребёнком, огромный труд. Нужно постоянно учиться самому, гореть, добиться доверия и отношения. По большому счёту дети остаются, меняется антураж, реквизит, школьная форма, но детская душа остаётся прежней. Нужно просто приспосабливаться к условиям современности. Сейчас отвлекают гаджеты, тогда — телевизор. Но дети продолжают читать хорошие книги. Поделюсь удивительной историей. Юноша, который сейчас студент Литинститута, не мог долго прочитать «Старуху Изергиль» Горького. Ругала его, а он признавал, что двойку заслужил. Как оказалось, не хотел мешать два произведения — в тот момент читал «Братьев Карамазовых». Это ведь бальзам для учительской души, если ученик зачитывается таким произведением.
— Не каждому нравятся гуманитарные предметы. Как заинтересовать, ведь русский язык — обязательный предмет ЕГЭ?
– Стараться разными способами. Русский язык — это правила, чёткий алгоритм, а литература — только чутьё, начитанность, эрудиция. Например, я всегда рассказываю на вводных уроках в десятом классе, в особенности ученикам математического профиля, что Эйнштейн в нескольких интервью признавался: создать теорию относительности ему помог роман Достоевского «Братья Карамазовы». Потому что всё в жизни относительно. Ребят это заинтересовывает. Так потихоньку возникает интерес у детей к литературе, пусть не всё, но выборочно, они читать начнут.
– Ирина Николаевна, известно, что вы подготовили большое количество стобалльников по русскому языку и литературе в округе. В чём секрет успеха?
– Четыре стобалльника по русскому языку и два стобалльника по литературе. У нас и общий результат хороший. Что радует и одновременно огорчает — что некоторые из достойных ребят недобрали один-два первичных балла, стобалльников могло быть больше.
Успех от многого зависит. В первую очередь ученик должен быть нацелен на результат, трудолюбив, самостоятелен, любопытен. Натаскать по схеме скучающего ученика, конечно, можно, но это не даст высокого результата. А учителю важно грамотно построить работу. Не просто напутственные слова, а работа, до написания сочинений и тестов, во время и после.
Я человек творческий, но понимаю важность системы. В литературе важно знать тексты и уметь рассуждать, а русский язык — структура. Он отражает все лингвистические проблемы, чтобы был хороший результат, нужно освоить основы языка. Я считаю, что ЕГЭ хороший экзамен.