Каждый из нас хоть раз бывал в обители преподобного Сергия Радонежского. Кто-то приходит сюда за проповедью и молитвой, другие за знаниями, третьи с желанием погрузиться в историю. Но мало кто задумывается о том, что тайны здесь хранят не только стены, но и земля, пропитанная кровью защитников Лавры. На протяжении нескольких лет на территории Троице-Сергиевой лавры ведутся спасательные археологические раскопки, открывшие миру немало удивительных фактов, а иногда и полностью перевернувшие представление о жизни наших предков.
«Культурный слой на территории Лавры с 14 века накапливается довольно значительными темпами и содержит уникальные останки, которые говорят о многих эпизодах жизни Лавры. Одним из таких ключевых эпизодов является осада Лавры во времена Смуты. Мы знаем, что осада длилась на протяжении 16 месяцев, люди здесь сидели, пока их осаждал Сапега, — рассказывает Ася Энговатова, заместитель директора по науке, заведующая отделом сохранения археологического наследия Института археологии РАН. — Они жили в очень скученном состоянии, а за стенами Лавры укрылось значительно большее количество, в том числе светских людей, чем изначально проживало монахов в Лавре».
По данным письменных источников, скрываясь от польско-литовских захватчиков, за стенами монастыря спрятались порядка 3 тысяч мирян. До наших дней дошло немало сведений о том, как они вместе с монахами укрепляли оборону, защищались, чем были вооружены. Однако до недавнего времени оставалось загадкой: как бытовали простые люди? Благодаря археологическим раскопкам специалистам удалось пролить свет на этот вопрос.
«В письменных источниках очень аккуратно и обобщённо написано о том, что люди были без крыши над головой. Они умирали от голода и болезней. Были вынуждены строить кущи, то есть что-то для того, чтобы пережить суровую зиму. Но что это такое, ни в одном письменном источнике не было известно», — отмечает Ася Энговатова.
Оборона Троице-Сергиева монастыря продолжалась с 23 сентября (3 октября) 1608 по 12 (22) января 1610 года
Оказалось, что в те суровые времена люди жили в землянках. Подобные конструкции были найдены археологами на территории «житного двора», который выполнял значение главного продовольственного склада и келарской службы Лавры.
Сейчас обнаружено больше 20 землянок, которые кучно разместились к северу от современного здания Духовной академии. В землянках, помимо большого количества оружия, археологи нашли немало предметов быта: от личных вещей до горшков, в которых готовили пищу.
Уникальной находкой стали однокамерные кирпичные печи, предназначенные для топки «по-чёрному». Использованный в печах, полах и ступенях кирпич — большемерный, оставшийся после переделки монастырских стен незадолго до Смуты. Близ печей обнаружены земляные «уступы» с деревянными настилами, которые, вероятнее всего, выполняли роль лежанок. Иногда находки настолько удивительны, что ошеломляют даже историков. Так, в одной из землянок был обнаружен единственный сохранившийся скелет лошади времён осады Троице-Сергиева монастыря.
Землянки копали деревянными лопатами с железными наконечниками. Это была колоссально тяжёлая работа
По одной из версий, боевой конь был настолько дорог своему хозяину, что человек похоронил его в своём жилище. По другой гипотезе, во времена Смуты организовать захоронения вне стен монастыря было невозможно, поэтому лошадь с почестями захоронили в землянке, в которой уже никто не жил.
«Это тоже по-настоящему уникальный материал, потому что сразу же приехали специалисты из Всероссийского института коневодства. И генетика лошадей XVII века нам неизвестна, а сейчас очень серьёзные проблемы, которые связаны с лошадьми и генофондом. И проблемы, связанные с тем, откуда эти лошади и какой генофонд предшествовал Орловским рысакам, которые появились в XVIII веке, — подчёркивает Ася Энговатова. — Поэтому хорошо датированные материалы нескольких лошадей начала XVII века представляют исключительный интерес не только для археологии и показа в музее, но и для наших специалистов по коневодству, и для генетиков, которые занимаются происхождением лошадей».
1,4 метра — средняя глубина землянок, найденных археологами на территории Троице-Сергиевой лавры
В XVII веке Троице-Сергиева лавра являлась хранилищем запасов. Это был существенный объём, который помогал в период голода выживать не только братии монастыря, но и окрестным жителям. С этим фактом связана ещё одна уникальная для исследователей находка: несколько мешков подгорелого зерна. Будучи в яме, оно хорошо сохранилось. Видимо, после пожара в амбаре часть постройки разобрали, а часть засыпали. Благодаря этому археологам достались богатства, по которым учёные смогут восстановить свойства, а возможно, в будущем вновь вырастить пшеницу по образцам зерна Смутного времени.
«Здесь целый слой горелого зерна. Его собирают вместе с углём, высушивают, и дальше оно поедет в ящиках в архив коллекционных материалов в Санкт-Петербург, в институт имени Вавилова, который будет над ним многие годы работать, поскольку этот материал по-настоящему уникальный. Уже есть первое заключение специалистов о том, что это зерно необычайно качественное и не повреждено никакими вредителями. Это очень важно, потому что даже сейчас не всегда удаётся такого достигнуть. А всё зерно, которое мы нашли, — в прекрасной сохранности, в нём нет вредителей. И самое главное, что был очень хороший отсев, то есть нет никаких сорных трав внутри этого зерна. То есть чистота и качество того, что в Лавре в XVII-XVIII веках хранили, были на очень высоком уровне, и был высокий стандарт», — рассказывает Ася Энговатова.
Все находки, обнаруженные на территории Троице-Сергиевой лавры, передаются на хранение в Сергиево-Посадский музей-заповедник. С декабря 2023 года в главном корпусе музея работает выставка, посвящённая осаде монастыря в Смутное время. Её главные экспонаты — находки специалистов института археологии Российской академии наук.
Дарья Леонова
Сергей Пахомов, депутат Государственной Думы РФ:
— Вопрос краеведения в таком городе как Сергиев Посад, вокруг Троице-Сергиевой лавры и вокруг великих наших святынь, — это, конечно, вопрос создания отдельного большого музея. Потому что события, которые здесь происходили не раз, были во многом поворотными для всей страны. И краеведческий музей, в нашем смысле слова, должен быть полноценным федеральным музеем истории не только осады Лавры, но и Смутного времени, Петровских времён, Деулинского мира. Каждый царь, начиная со времён Ивана III, постоянно здесь бывал в год по несколько раз. Это мощнейший кластер истории, поэтому стоит вопрос создания отдельного археологического музея.