«Редактор «Мурзилки» сказал мне: «Недалеко от Москвы есть город Сергиев; там делают игрушки. Поезжайте туда, посмотрите, а потом расскажете об этом всём октябрятам». Так начинается очерк «Игрушки», опубликованный в одном из номеров всем известного детского журнала за 1926 год. В нынешнем году «Мурзилке» исполнилось 100 лет, хороший повод вспомнить о нём.

Автор очерка — Георгий Владимирович Генов-Немцов. В поездке из Москвы его сопровождал младший брат Гриша.

Первым пунктом посещения стал склад игрушки на Московской улице (ныне — южная часть проспекта Красной Армии). Маршрут героев легко читаем: с железнодорожной станции Сергиево они идут по Кооперативной улице.

Одноэтажное приземистое здание из красного кирпича сохранилось до сих пор, чтобы его увидеть, нужно пройти к автостоянке за домом № 76 по проспекту Красной Армии. В начале 1920-х годов здесь находилась художественная артель, созданная Сергеем Александровичем Корсаковым — человеком с необычной биографией.

Офицер, военный фотокорреспондент на полях Русско-японской и Первой мировой войны, он после революции перебрался в Сергиев и окунулся в стихию посадской игрушки. Ко времени написания «мурзилкиного» очерка Корсакова в городе уже не было, а помещение перешло под склад Школы кустарного ученичества.

«У Гриши глаза разгорелись от восторга. Громадная комната была вся заполнена игрушками. Чего-чего только здесь не было. Разные звери, домики, куклы, игрушечная посуда — словом, все какие есть только игрушки. Гриша заметил в углу собаку на ошейнике и стал кликать её. Подошёл поближе — а собака оказалась не настоящей, а сделанной из материи. Вот смеху-то было!».

Чтобы узнать побольше о производстве игрушек, братья отправились в саму Школу кустарного ученичества, которой в 1922 году было присвоено имя террориста-народовольца Степана Халтурина, краснодеревщика по профессии. Школа размещалась в здании, которое сегодня занимает Сергиево-Посадский отдел социальной защиты населения Московской области.

Путешественникам показали мастерскую по изготовлению фигур из папье-маше. Мастер, встретивший гостей, рассказал, как из бумажной кашицы при помощи формочек делаются детали простейших игрушек, и предложил им самим попробовать что-нибудь сделать. Любознательный Гриша, изготовив половинку льва, поинтересовался про более сложные игрушки, припомнив, что у его сестры есть кукла, у которой руки, ноги и голова двигаются во все стороны.

«Такие куклы трудно делать, — ответил мастер.— Для каждой нужно иметь по две формочки на каждую деталь».

Из мастерской по папье-маше гости перешли к резчикам и увидели, как ученик бойко работает с деревянной чурочкой, на глазах превращающейся в зайца. Маленького Гришу всё это привело в восторг, на память ему подарили сувенир — всё того же лопоухого, который только что был поленом. Очерк на этом заканчивается: старший брат-журналист выполнил задание редактора к радости читателей той поры и нас, краеведов.

Алекс Рдултовский