Каждый год 21 сентября (8 сентября по старому стилю) Православная Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы.
Родителями Пресвятой Богородицы были праведные Иоаким и Анна. Они жили в небольшом галилейском городе Назарете и были известны своим благочестием и праведностью. Иоаким происходил из царского рода Давида, а Анна — из священнического рода Аарона. Так, в Марии соединились царская и священническая линии.
Иоаким и Анна были людьми состоятельными, но отличались скромностью и щедростью. Они делили своё имущество на три части: одну жертвовали на храм, другую раздавали бедным, а третью оставляли себе. Несмотря на внешнее благополучие, супруги испытывали глубокую скорбь — у них не было детей. В древнем Израиле бездетность считалась признаком немилости Божией и вызывала общественное порицание.
Праведные супруги не теряли надежды и продолжали усердно молиться, прося Бога о даровании ребёнка. Их вера и терпение были вознаграждены: когда Иоакиму и Анне было уже за пятьдесят, им было возвещено о грядущем рождении дочери. Согласно Преданию, весть о рождении Марии была передана супругам через ангела. Анне было сказано, что она родит дочь, которая станет благословением для всего мира. Иоакиму также явился ангел, подтвердивший эту радостную весть.
Когда родилась Мария, родители дали Ей имя, означающее в переводе с древнееврейского «госпожа» или «надежда». Они понимали особую миссию своей дочери и исполняя обет, данный Богу, в трёхлетнем возрасте привели Марию в Иерусалимский храм, посвятив Её служению Господу.
Пресвятая Дева Мария, воспитанная в атмосфере глубокой веры и благочестия, была избрана Богом стать Матерью воплощённого Слова — Иисуса Христа. Её рождение стало началом исполнения древних пророчеств о пришествии Спасителя и знаменовало новую эру в истории человечества.
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы появился в Церкви не сразу. Первые достоверные упоминания о нём относятся к V-VI векам. Постепенно он распространился по всему христианскому миру, став одним из самых любимых и почитаемых.
История праздника
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы имеет древнюю и богатую историю, хотя он появился позже основных Господских праздников. На Востоке праздник упоминается в словах святителя Прокла, Патриарха Константинопольского (439- 446 гг.), а на Западе — в сакраментарии (богослужебной книге) папы Геласия (492-496 гг.). Однако подлинность слов Прокла оспаривается, а древнейшие списки сакраментария Геласия датируются значительно позже, не ранее VIII века.
Считается, что праздник возник в Греческой Церкви и вскоре после этого появился в Риме. Примечательно, что его отмечают не только православные, но и древневосточные церкви — яковиты и несториане, отделившиеся в V веке. Это может указывать на то, что праздник появился в Восточной Церкви до отделения этих еретических течений, то есть в V столетии. К VII веку праздник уже прочно вошёл в церковный календарь.
На Западе его распространение шло медленнее. Из западных месяцесловов впервые упоминается в римском псевдо-Иеронимовом мартирологе VII века. До XII-XIII веков он не имел торжественной службы. Лишь в 1245 году на Лионском Соборе папа Иннокентий IV сделал восьмидневное празднование (октаву) обязательным для всей Западной Церкви. В XIV веке папа Григорий XI (1370-1378 гг.) установил бдение с постом и особую Литургию. Богослужебный чин праздника формировался постепенно. К VIII-IX векам появился целый ряд церковных песнопений в его честь.
Многие из них вошли в современную службу, другие были приняты древними уставами, но позже вышли из употребления. На протяжении веков церковный устав тщательно отбирал и упорядочивал песнопения праздника, создавая гармоничное богослужебное последование. Этот процесс продолжался вплоть до формирования современного чина службы, который представляет собой тщательно выверенное художественное целое, отражающее глубокое богословское содержание праздника.
Значение праздника
В этот светлый день мы прославляем Пресвятую Деву и Её праведных родителей. Церковные песнопения называют Рождество Богородицы «началом нашего спасения» и «предвозвещением радости всему миру». Ведь именно рождение Пречистой Девы стало исполнением древних пророчеств и приготовлением к главному событию человеческой истории — воплощению Сына Божия.
Богослужение праздника наполнено радостью и ликованием. «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней», — поёт Церковь в тропаре праздника.
На утрене читается Евангелие о посещении Девой Марией праведной Елисаветы (Лк. 1:39- 49, 56), а на Литургии звучат слова: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк. 11:27).
Празднование Рож дества Пресвятой Богородицы продолжается пять дней — с 20 по 25 сентября (по новому стилю). В эти дни мы особенно чувствуем материнскую любовь и заботу Божией Матери о каждом из нас. Она — наша Небесная Заступница и скорая Помощница во всех нуждах.
Этот праздник напоминает нам о великой силе веры и молитвы. Иоаким и Анна не отчаялись, несмотря на долгие годы бесплодия. Они продолжали уповать на Бога — и получили не просто дитя, а Ту, Которая стала Матерью Спасителя мира.
Рождество Пресвятой Богородицы учит нас терпению, смирению и надежде на Бога даже в самых трудных обстоятельствах. Оно напоминает, что у Господа нет ничего невозможного, и Он может превратить нашу скорбь в радость, если мы искренне верим и молимся Ему.
Священник Александр Гапко,
настоятель Сергиевского храма г. Сергиев Посада, мкр Семхоз