Кикшеринг, или система краткосрочной аренды электросамокатов, в Сергиевом Посаде появился недавно, и наиболее массовое распространение получил в 2022 году. Относительно новое благо цивилизации общество приняло неоднозначно. Кто-то с удовольствием катается, а кто-то всей душой проклинает. Жители возмущаются опасной ездой самокатчиков, игнорированием ПДД и захламлением тротуаров — порой самокаты оставляют прямо посреди. Внутренняя злоба иногда толкает людей на вандализм в отношении предмета ненависти, и расправа становится всё более смелой и изощрённой.

Фантазия не знает границ

Каждый год, с началом сезона в мае, на улицах Сергиева Посада очевидцы обнаруживают изуродованные самокаты. «Демонтажом» мелких деталей дело не ограничивается — вандалы уже запросто ломают пополам рулевые трубы. Такие «калеки» были в начале августа замечены, в частности, на Блинной горе. На общее впечатление от города подобное зрелище, может, и не повлияет, но вопросы точно вызовет.

Что только ни терпят эти электробедолаги. Их втыкают в мусорные урны, вешают на прутья заборов и закидывают на крыши автобусных остановок…

На вокзале корреспондент «Вперёд» сфотографировал целый ряд электросамокатов, поваленных одним движением, как домино. А жители Скобянки в социальных сетях недавно сообщали, что видели самокат на дне ямы глубиной 6-8 метров.

В Балашихе подростки сбросили электросамокат с 25-го этажа. Никто, кроме припаркованного автомобиля, к счастью, не пострадал. В другом подмосковном городе, Красногорске, в прошлом году мужчина свалил десятки самокатов в одну большую кучу. Видео широко распространилось по сообществам вроде «Подслушано».

В Москве одно время действовала целая банда самокатоненавистников. Они ничего не ломали — просто обмазывали ручки и другие детали солидолом. Количество выведенных из строя (пусть даже временно) электросамокатов составило не менее 800.

В северной столице, Санкт-Петербурге, самокаты регулярно отправляются «в плавание» по Неве… И подобных ситуаций ещё очень много.

На душе становится спокойнее?

Природа вандализма хорошо изучена. Война с электросамокатами — это один из частных случаев. Обо всём подробно рассказала психолог Сергиево-Посадской больницы Ксения Долгова, которой по долгу службы приходится часто иметь дело с пациентами, требующими психологической разрядки.

«Надо признать, что нередко люди на самокатах ведут себя, мягко говоря, бесцеремонно. Идя по тротуару, особенно с маленькими детьми, надо всё время быть начеку. А теперь давайте представим, что обычный городской житель, который устал на работе, может, поссорился с женой, не смог купить для своей семьи путёвку на юг, потому что жизнь подорожала, был ещё и трижды подрезан людьми на самокате. Вот и нашёлся объект для вымещения агрессии. Желание что-то сломать или разрушить возникает у человека в момент, когда он чувствует себя беспомощным и неспособным контролировать ситуацию», — анализирует психолог Сергиево-Посадской больницы Ксения Долгова.

У молодёжи механизм появления потребности в вандализме похожий, но несколько иной. Подростковый возраст — это в первую очередь возраст протеста. Если молодому человеку кажется, что взрослые не слышат его и оказывают давление, возникает необходимость выплеснуть отрицательные эмоции. Например, что-нибудь разрушить.

«Также у вандалов, преимущественно несовершеннолетних, может быть и другой мотив — это эпатаж. Эпатажный вандализм происходит ради самоутверждения и в качестве своеобразного бунта против принятых в социуме поведенческих норм. Если у подростка есть проблемы с ощущением собственной значимости и признанием, то это ещё и желание доказать свою «крутизну», — объяснила Ксения Долгова.

Можно сделать вывод, что чем более эпатажный случается «суд» над самокатами, тем более юные «каратели» в нём участвуют.

Задача каждого родителя — вместе с ребёнком обсудить приемлемые и социально одобряемые способы выплеска негативных эмоций, развивать стрессоустойчивость и умение говорить «нет». И тогда расплачиваться за проделки чада не придётся.

Справедливость торжествует?

Принцип «Не своё — не жалко», как мы видим, работает исправно. Защитить своё имущество кикшеринговые компании могут лишь отчасти. Но противостояние с вандалами совершенствуется, и страх перед неотвратимостью наказания многих заставляет пересмотреть свои намерения. Новую уголовную статью за жестокое обращение с самокатами ожидать, конечно же, не стоит. А вот лишний раз вспомнить, что кроме двухколёсного «чуда техники» существует и другое полезное изобретение — уличные камеры, совершенно не помешает.

В некоторых случаях брошенный в кусты или в овраг электросамокат вполне мог оказаться там по вине самого пользователя. Такие нарушители платят за своё хулиганство «рублём» — у разных операторов разные штрафы. При необходимости кикшеринги обращаются в правоохранительные органы

Вячеслав Белов

Фото: Елизавета Гуцева