2024 год в России объявлен Годом семьи, и традиционную матрёшку с её многослойной структурой можно считать одним из самых ярких символов в концепции семейных ценностей и семейной преемственности. Есть разные версии о происхождении этой игрушки, но большой процент исследователей склоняется, что именно Сергиев Посад — родина русской матрёшки. Традиции «первопроходцев» продолжают современные мастера, среди которых можно выделить художницу Анну Каткову-Вихляеву. Эти матрёшки не раз получали высокие награды на международных конкурсах, а также украшают коллекции звёзд мирового шоу-бизнеса. О своём творческом пути Анна рассказала нашему корреспонденту.

— Как вы пришли к росписи матрёшек?

— Я родилась на 2-й Каляевской улице в Загорске, а на 1-й Каляевской жил художник Александр Власов. В детстве мы с отцом часто к нему ходили в гости. Я с интересом рассматривала его мастерскую и работы, в числе которых были и знаменитые богатыри. С этого всё и началось. Когда мы переехали в микрорайон Углич, познакомилась с художницей Алевтиной Петелиной. Она меня учила, и в шестом классе я уже занималась не только росписью, но и выжигала. Далее была учёба в техникуме игрушки, работа в институте игрушки и на фабрике. Затем — сложные 90-е, семья, декрет, во время которого я взялась за матрёшки основательно.


Анна Каткова-Вихляева акцентирует внимание на различиях между традиционной сергиевской матрёшкой и авторской, которую продавцы зачастую выдают за традиционную

— Когда ваша работа впервые оказалась у какого-то известного человека? Как это было?

— Это немножко комичная история. На дворе были «нулевые». Однажды ко мне приезжал некий мужчина, но, не застав меня дома, попросил мою маму передать предложение о сотрудничестве. Незнакомец был одет в красный пиджак, и машина у него была на вид довольно дорогой. Я на свой страх и риск встретилась с ним в Москве. Его звали Олег, и он состоял в каком-то клубе коллекционеров автографов и фотографий со знаменитостями.

Была определённая мода — некоторые бизнесмены тогда кичились тем, что ходят за кулисы к мировым звёздам. И один из способов оказаться там — заранее подготовить какой-либо памятный сувенир, например матрёшку с портретами музыкантов. Я получила заказ на такие вот «подношения». Так мои работы появились у Дитера Болена и Томаса Андерса (Modern Talking), Ричи Блэкмора и Кэндис Найт (Blackmore’s Night), Оззи Осборна (Black Sabbath), Роджера Уотерса (Pink Floyd), Сандры (Arabesque), т

— А какую самую сложную матрёшку вы когда-либо создавали?

— Думаю, что это большая 15-местная матрёшка по заказугенерального директора одной международной фирмы. Мне нужно было нарисовать его самого и работников — кто чем занимается в этой компании. Всегда изображения были круговыми. Ещё могу вспомнить другой заказ — не такой сложный, но очень запомнился. Я делала точную копию матрёшки с чёрным петухом, которую принято считать первой. Ходила в музей, чтобы всё воссоздать,что называется, до лепесточка. Заказчица сказала, что мою реплику не отличить от оригинала.

— Дизайнов матрёшек очень много — как простому человеку отличить, перед ним каноничная матрёшка или вольная интерпретация?

— Я всегда говорю: давайте не будем путать традиционную сергиевскую матрёшку и авторскую, коммерческую матрёшку. Часто наблюдаю подмену понятий — одно выдают за другое. Когда я работала на фабрике, мы все чётко знали, какой должна быть сергиевская матрёшка. Это точечная роспись,листочки-мазки, глаза и губы выполняются особым образом — с поворотом заготовки на 90 градусов. Момент очень важный, ведь такая небольшая хитрость позволяет получить всегда немного разное выражение лица. Ресниц либо вообще не должно быть, либо совсем небольшие сбоку. Это лишь несколько параметров. У нас было порядка семи утверждённых образцов, с которыми ездили в худсовет. Всё, что им не соответствует, уже будет авторской, но никак не сергиевской матрёшкой. Это похоже на случай, когда один из федеральных телеканалов снимал сюжет про сувениры около Лавры. Показали мужика и медведя, выпиленных из фанеры, и прозвучало, что это Богородская игрушка… Не резьба, а фанера! Сейчас всё так «замылено» — кто в лес, кто по дрова. Очень хотелось бы, чтобы кто-то следил за соблюдением традиций.

— А как бы вы кратко сформулировали — что значит матрёшка для нашего города?

— Вот говорят: хлеб всему голова, ав Сергиевом Посаде — матрёшка всему голова. Большинство относится к ней поверхностно, но ведь это тоже самое художественное полотно, только не прямоугольное, а замкнутое по кругу.

Вячеслав Белов