Сегодня практически в каждой школе есть первичное отделение «Движения Первых». А при каждом отделении — куратор-наставник, который сопровождает и направляет всю деятельность активистов «первички». Поговорили с председателем местного отделения «Движения Первых» Ириной Ануфриевой о том, чем занимаются наставники и как они участвуют в профилактике детской преступности.
— Чем занимаются наставники в учебных заведениях? Есть ли какие-то трудности в коммуникации между наставниками и детьми или родителями?
— Наставники стараются вовлекать детей в проекты и инициативы «Движения Первых». Да, дети порой не понимают зачем, а есть те, кто вообще ничего не хочет. Я считаю, что это в большей степени зависит от родителей. Я не раз бывала на родительских собраниях. Один из самых частых вопросов: «Зачем нам регистрировать своих детей?» (для участия в активностях «Движения Первых» обязательна регистрация на онлайн-платформе Движения. — Ред.). Те родители, которым мы показали и рассказали о своей деятельности, как правило, начинают регистрировать и подстёгивать своих детей к участию.
— Наставниками могут быть не только учителя, но и старшеклассники?
— Да, наставниками часто становятся и ребята постарше. Например, учащиеся из Сергиево-Посадского колледжа при регистрации на платформе указывают в статусе не «студент колледжа», а «наставник». Они это объясняют так: «Раньше мы учились в своей школе, а теперь стали в них наставниками, мы уже можем курировать школы и делать совместные проекты».
К примеру, те, кто участвует в программе «Профессионалитет», могут презентовать свои профессии школьникам. Или ещё один пример. Мария Юрова — председатель Совета Первых. Она учится в 18 школе и уже имеет свой подшефный класс, который вовлекает в различные активности.
— «Движение» предполагает работу с трудными детьми?
— Да, мы работаем с такими детьми: объясняем, пытаемся показать, что можно жить по-другому. Убеждаем их, что в статусе совершеннолетних с них совсем другой спрос. Предлагаем им показать их жизнь в виде рисунков, плакатов, роликов, сочинений. Говорим интервью друг у друга брать. Увлекаем чем-то. Всё это вместо того, чтобы пойти снова в «Пятёрочку» и стащить жвачку с шоколадкой. Ребятам всегда говорю: «Вы можете хорохориться как хотите, но остаться человеком — первостепенная задача в жизни». Мне кажется, что основное, в чём может помочь наставник, — остаться человеком.
— Получается, что основной фокус в работе — это не заставить, а вовлечь?
— Да, вовлечь и показать им другую жизнь. То, что нужно остаться человеком, гражданином. Иногда можно услышать: «Мне так проще. Я живу, как хочу». В таком случае постоянно напоминаешь о том, что дальше только колония при нынешнем поведении, ведь после 18 лет цветочки закончатся, пойдут плоды того, что ты делал. Параллельно с этим предлагаешь принять участие в социально значимых проектах или придумать свой.
— Как наставники входят в доверие к сложным детям?
— Большинство советников — молодёжь. Молодых учителей дети воспринимают иначе, тянутся к ним. Даже иногда копируют в манерах. С молодым советником дети на одной волне. Больше точек соприкосновения, чем со старшим поколением.
— Вы упоминали ПДН и постановку на учёт. Что делается «Движением», чтобы сократить число таких случаев?
— Мы уже встречались с представителями ПДН. Они со мной в контакте, просят проводить беседы с детьми. Но это нужно делать на их территории. Не в школе, где трудный ребёнок курит и на учителя огрызается. А у них в отделении, где люди в форме. Это будет совершенно другое восприятие. Ещё важно подходить без лишнего формализма. Поставили ребенка на учёт, пригласили на профилактические работы. Он отметился и пошёл дальше, предоставленный сам себе. Да и в школе ребёнок не живёт. Где он находится с 16 до 22 часов? Сам по себе гдето ходит, ищет развлечение себе. Собираются они в группы, что-то ломают. И это им весело. Когда вижу, предлагаю таким ребятам альтернативу: «Вместо такого «развлечения» снимите репортаж, клип для ВК о том, как вы гуляете по городу. Но не ломайте вы эту скамейку». Уже и так работаем.
— Может ли наставник выступить гарантом перед комиссией по делам несовершеннолетних, чтобы приостановить процесс постановки ребёнка на учёт?
— Может, но это огромное количество документов. Наставник должен обосновать свое поручительство. Не просто пришел и сказал: «Я готов за него поручиться». На каждого ребёнка разрабатывается целый план воспитательных мероприятий. Это обязательно. Даже после школы они приходят в техникум или колледж, их там ставят на внутренний контроль, разрабатывают такой же план реализации наставничества. И каждые полгода проверяют, как это работает и чего удалось достичь.
«Движение Первых» — это всероссийское движение детей и молодёжи, созданное по инициативе участницы конкурса «Большая перемена» Дианы Красовской и одобренное президентом РФ Владимиром Путиным. Его задача — объединение на добровольной основе детей, молодёжи, их родителей, бабушек и дедушек, педагогов. Движение даё т возможности найти друзей по интересам, участвовать в различных мероприятиях и организовывать и запускать свои проекты
Беседовали Василиса Балашова и Артём Попов