В объединённую редакцию "ТРК "Радонежье" продолжают поступать предложения по концепции пространственного развития Сергиева Посада. Их много, предлагаем нашим читателям изучить одно из них.

Представляем авторский проект Ирины Валентиновны Провада по созданию уникального неомузйного пространства им. В.А. Фаворского.

 

 

Открытое письмо от представителей семьи В.А. Фаворского от 28.05.2024:

Уже много десятилетий периодически поднимается вопрос о возможностях создания в Сергиевом Посаде дома-музея художника Владимира Андреевича Фаворского (1886-1964) – величайшего мастера гравюры ХХ века, преобразователя принципов оформления книги и основателя целой отечественной школы, выдающегося теоретика искусства, ректора легендарного Вхутемаса (1923-1926). Семья Фаворского жила в Сергиеве (Загорске) в течение двадцати лет – с 1919 по 1939 год. Произведения, созданные В. А. Фаворским в разных областях искусства в эти годы – составляют драгоценное достояние культуры нашей страны.

Жизнь и творчество художника, его семьи и близкого круга неразрывно связана с Сергиевым Посадом, с его драматической и героической историей того периода. В 1920 г. тесть Фаворского Вл. Д. Дервиз вошел в «Комиссию по охране памятников истории и старины Троице-Сергиевой лавры», (став вскоре первым заведующим музея), и впрямую причастен к спасению сокровищ ризницы. С тех же лет возникла глубокая дружба и сотрудничество В. А. Фаворского с ученым и мыслителем о. Павлом Флоренским, изначально направлявшим деятельность Комиссии. До 1925 года вся семья Фаворских жила в старых монастырских корпусах самой Лавры, а после – проживала во втором этаже б. дома купцов Машинских по Кооперативной улице (б. Репной). Здесь росли и воспитывались трое детей Фаворских. Сыновья – Никита (1915-1941), феноменально одаренный с детства, успевший стать замечательным профессиональным художником и ушедший добровольцем на фронт; и Иван (1924-1945), сразу после поступления на 1-й курс худ. училища мобилизованный в артиллерийские войска – не вернулись с Великой Отечественной войны…

Дом №35 на Кооперативной улице чудом сохранился, и на стене его давно установлена мемориальная доска В. А. Фаворского, академика АХ СССР и лауреата ленинской премии (1962), народного художника СССР (1963).

Очевидно, этот дом должен иметь статус памятника истории и культуры, как объект культурного наследия.

Представляется, что сейчас, в момент осмысления обществом корневых основ русской культуры, как части общемировой, и в связи с планами по «сохранению, воссозданию исторического облика и развитию города», городской интеллектуальной и духовной среды – устроение здесь художественно-исторического общедоступного центра, посвященного уникальному Мастеру и его ближайшему окружению – насущно необходимо.

Вероятно, в дальнейшем, может быть рассмотрен вопрос о разработке концепции и специального архитектурного проекта дополнительного современного интерактивного выставочного пространства, соотнесенного с мемориально-исторической частью, и образующего вместе с ней общий музейный комплекс Владимира Фаворского.

Обладая сохранившимся в семье значительным объёмом творческого и архивного наследия, потомки художника готовы всячески содействовать в формировании информационной базы и фонда экспонатов, наполнении музея, выработке принципиальных экспозиционных решений и создании живой атмосферы и аутентичной среды.

 

От представителей семьи В.А. Фаворского –

согласно давнему пожеланию и от имени его дочери (только что скончавшейся – 19.05.2024) Марии Владимировны Шаховской-Фаворской, с рождения (1928) и по 1939 год жившей в этом доме, художницы, лауреата государственной премии РФ,

члена-корреспондента АХ РФ

и её детей и внуков –

художник, лауреат государственной премии РФ,

внук В.А. Фаворского

Иван Дмитриевич Шаховской

1

Эскизный КОНЦЕПТ-ПРОЕКТ

Музейного Арт Пространства

памяти Владимира Андреевича Фаворского

WF

 

жил, любил и творил пространство в Сергиевом Посаде…

Дань уважения и любовь к книге…

Огромнейшее желание собрать абсолютно все произведения В.А. Фаворского (копии):

гравюры, рисунки, фото декораций, желательно все книги с его иллюстрациями, с его статьями,воспоминания современников, друзей, учеников, потомков, родных.

В ДОМе графики есть условие: всё чёрно-белое. Персонал одет в разные фасоны чёрно-белого. Если и гости смогут быть в чёрно-белом, то будет интересный эффект.

Ксилография подразумевает зеркальное отображение при работе над гравюрой. Поэтому эффект зеркального отражения присутствует во всём пространстве музея и прилегающей территории:

отражение в зеркале, воде, в прозрачности окон. Зеркальными вставками обыгрывается «зеркало набора» и «сетка» на стенах- страницах секций.

Структура и идея музея памяти WF- раскрытая книга примерно из 20 «листов» с индивидуальным «зеркалом набора», в соответствии с иллюстрируемым произведением. 20 произведений- 20 секций.

Основу архитектурного решения двухэтажного здания музея памяти составляет центральная экспозиция – иллюстрационный ряд к «Слову о полку Игореве», которая занимает 2 этажа – «2 света».

Цель- с помощью длительного подъёма по лестнице дать прочувствовать зрителю длительность самого похода и дать возможность в деталях разглядеть изображение. А взгляд снизу- изцентра зала помогает прочувствовать как далеко это было. Плач Ярославны вынесен и поднят на высоту- оторванность от родных, крик в дали дальние.

 

На 1 этаже по периметру зала расположены подсобные /служебные помещения.

Над подсобными /служебными помещениями на втором этаже расположена круговая «променада»

Подъём на «променаду» осуществляется с 1 этажа из центрального зала, где по окружности вдоль стены расположена лестница.

По бокам на 1этаже находятся отдельные локации: детская и взрослая.

Крыша прозрачная, шатровая.

Материалы окон: часть прозрачных, часть с зеркальным покрытием, часть «чёрных прозрачных», часть белых полупрозрачных. Часть стен состоят из кирпича/пеноблоков/ прочих материалов. Цвета фасадов стен: чёрные и белые.

Материалы пола, мебели, столешниц, скамей: чёрный и белый мрамор/возможно дерево

Стены

Вдоль стен- увеличенные гравюры на монокарбонате/ музейном стекле

Окна

На гранях белых окон - гравюрный край. Черные окна с белой гравировкой-ночь+ подсветка.

Зал центральной экспозиции.

Стены зала Центральной экспозиции имеют 20 секций. По периметру стен напротив гравюрного ряда широкой лентой расположена зеркальная полоса, поднимающаяся ко 2 этажу. В этой ленте отражается гравюрный ряд (полупрозрачный белый фон, запечатан с обеих сторон- зеркально, для того, чтобы из центра зала тоже была ясно читаема гравюра). Ступени по окружности стены имеют ширину примерно 2- 2,5 метра. Гравюры по длине 1 м и большинство- 2 м. Между гравюрами примерно 50 см. При уменьшении длины гравюр уменьшается диаметр зала.

С одной стороны лестницы идёт стена, с другой- монокарбонат, запечатанный гравюрным рядом.

Диаметр зала 16 метров. В центр зала идёт подъём из монокарбоната с пропечатанной гравюрой- плач Ярославны. Светильник в виде гравюрного солнца

Подсобные /служебные помещения

Ширина4 (3,8) метра. Общий диаметр подсобных /служебных помещений с залом примерно 24 метра.

«Променада»

В секциях «Променады»- великие личности с гравюр WF– высотой примерно 1 метр. «Смотрят» на потомков- на нас, пришедших в музей.

Пушкин А.С., Данте, Достоевский Ф.М., М. Ломоносов,Гёте, Кутузов

Секции для произведений

Ширина секции 4 метра. Общая длина стены- страницы составляет 5 м и имеет поворот, придающий «динамику движения страниц» 5 м= 3,5 м +1,5 м. /или 4 м = 3м+1 м. На стенах секций размещается несколько увеличенных образцов гравюр, на монокарбонате/музейном стекле (возможно, с подсветкой) размером А3/А2. Также есть оттиски с досок на бумаге в натуральную величину.

Общий диаметр со страницами секций примерно 34 метра/32 метра.

Далее 3 метра свободного пространства.

Общий диаметр центрального круга- основания 34м + 6 м= 40 метров.

Внутри каждой секции – точный увеличенный макет книги на монокарбонате/музейном стекле.

Выносные элементы наподобие флюгера или книжных закладок крепятся к стенам- страницам.

Наглядное изображение теории WF о конструкции книги.

Детская локация.Символ-путеводитель: зайчик

Детская локациямесяцеобразной формы примыкает к свободному пространству шириной примерно 10 метров.

Динамичное шествие «Пастушок, пастуший рожок и стадо коров» - по воспоминаниям из детства дочери WF Марии Владимировны Фаворской.

Скульптуры из гравюр: зайчик, Петрушка и т.д. Столы для резьбы, творчества. Мольберты.

Мягкие игрушки по гравюрам.

Морская тема.

Буквицы: металл/ объём

Арт- объекты: дети из гравюр, деревья/ печать + металл

Взрослая локация. Символ-путеводитель: жёлтая собачка

Месяцеобразной формы примыкает к свободному пространству шириной примерно 20 метров.

Офортный станок. Копия часов на Театре кукол Образцова/Шаховской. Мини- копия Исторического музея / Шервуд (Москва), мини- копия Торговых рядов на Красной горке (Сергиев Посад).

Залы для студентов/ лекции/плазма. Витрины с экспонатами. Столы для резьбы, творчества. Мольберты. Гусли

Отдельная локация САМАРКАНД

Иконопись Обратная перспектива

Отдельная локация Фаянс Конаково WF

Рисунки WF

Арт- объекты:

Буквицы- 1м, металл, объём

Ломоносов встал в полный рост

Люди- металл

Жёлтая собачка

Лапки мухи в молоке(если позволят зоозащитники)

САДРодословное дерево WF, Дерево друзей, Дерево учителей, Дерево учеников

Джотто- исследования WF

Доски с гравюрами

Свято- Троицкая Сергиева Лавра – с гравюр WF

 

Кафеисполнено в стилистике гравюр: мебель, элементы окон, стен, цветов.

Упаковка, посуда(Фаянс Конаково WF)- основа- гравюры WF

ПЕЧАТЬ пряников с элементами гравюр

Книжные шкафы в стилистике гравюр с книгами WF, о нём.

Гардероб, Кассы

Уличная локация

Галереи- тени от букв падают на землю Ярус с надписью: «Настойчивое требование пространства»

Или «Будьте, как дети»

Стены для граффити/ возможно, передвижные/раздвижные для конкурсов

Деревья- металл сварной полигональный

 

Деятельность.

Экскурсии:

В.А. Фаворский; Дети; П.ФлоренскийКнига. ВХУТЕМАС; История (Слово о полку Игореве); История костюма и др.

События. Праздники. Тематические уроки. Концерты. Читки. Спектакли. Выставки.

Возможность создания и печати своих гравюр, экслибрисов по собственным эскизам, либо в исполнении художников.

Печать на ткани + выворотка

Сумки, толстовки, кепки, футболки, платья, лёгкие пальто, платки, подушки

Мягкие игрушки

Дети:

Книга. «Сами писали»- реплика

Обучение: «детские буквы» каллиграфия, леттеринг

Славянская письменность. Пение. Рисование- иллюстрирование. Чтение. Театр, театр теней/кукол/

Буквицы. Граффити. Алфавит

Пастуший рожок. Мастерская Александры Шериной: свирельки, дудочки, свистульки- как дополнение к занятиям. Лубок.

Пазлы с детской тематикой

Мягкие игрушки. Настолки.

Студенты. Молодёжь

Лекции. Экскурсии (особенно деревни и сёла) Конкурсы: граффити, иллюстраций, стихов/ выставки графики, чёрно- белых фотографий. Лубок

«Променада» Церковное песнопение. Народное песнопение. Декламирование

Пастуший рожок. Флейта. Струнные. Арфа?Мастерская Александры Шериной: свирельки, рожки,дудук

Гости

Лекции. Экскурсии.Печать. Календари. Копии гравюр. Пазлы. Магниты, блокноты

Ежегодное Издание Альманаха –

Творческое пространство для участников лаборатории по работе с одарёнными детьми/по аналогии

с альманахом ЦГДБ им.А.П.Гайдара / В РУЖЕЙНОМ ПЕРЕУЛКЕ

Будет прекрасно, если найдётся местечко поблизости с ул. Кооперативной- рядом с домом, где жил с семьёй WF

Почему я использую термин «неомузейное»?

На мой субъективный взгляд, это пространство должно быть свободным к посещению – уютным местом, где собираются от мала до велика и самое главное - творчески выражаются: печатают, рисуют, читают стихи, рассказы, выставляют свои работы, поют, звучат; есть площадки для стрит- арта, стены для граффити, кафе и локация, где можно «попоходничать» со своим чаем и пирогами. Как большой дом.

5

Эскизный КОНЦЕПТ-ПРОЕКТ

Музейного Арт Пространства

основу которого составляют народные промыслы

и символы добродетели

Рабочее название:

ГОРКИ ЕДИНОРОГОВ

7 ДОБРОДЕТЕЛЕЙ – 7 холмов / 7 горок

Мужество – Лев Камень

Благоразумие – СоваКерамика-изразцы/ фарфор/ Фенино Гжельская майолика

Справедливость – Орёл/Сирин-ПтицаКружево/вышивка/ хрусталь

Умеренность – ОленьКость/холмогорская резьба

Вера – РыбаЭмали/росписи финифть/каргопольская

Надежда – ПегасДерево/кудринка/плоскорельефная/барочная/ домовая /геометричка

Любовь – Единорог Металл полигональная сварка

Ландшафтное решение

Вид сверху: образует надпись- Вязь: «Да любите друг друга» или «Сергиев Посад»

7 высоких горок, символизирующих добродетели. Каждая горка- восхождение и перед спуском- взгляд вниз- «с высоты опыта»

На каждой горке дополнительный свой Единорог, выполненный в стилистике промысла из полигонального сварного металла

Именно он путешествует с нами к своим друзьям-Единорогам

Каждая горка несёт свой стиль.

Очень много скамеек стилевых- в них разнообразие увеличенных экспонатов.

Ассоциации: Восхождение к Добродетели/ Восхождение к вершинам мастерства.

Мосты соответствуют промыслу: масштабирование узорочья

Около моста- арка/в соответствии с промыслом

На каждой горке- Свой дом- со звёздным сводом по промыслу. Печь, кушанье в стиле промысла, оформление интерьера, одежда в стиле промысла,

На склоне- миниатюры- городки в стиле промыслов с деревьями- скульптурами, людьми скульптурами. Часть человека- металл, отражающий действительность. Лицевая часть людей-плоская и промысловая.

Каждая горка звучит своей нотой/гармонией- флейтой/ пастушьим рожком/свирелью

Мелодии перекликаются. Раз в день или в 15:00/ 18:00

Кораблики/лодки/кареты/повозки/сани- в стиле промыслов

Вдоль речушки-запечатанный монокарбонат-крупными промысловыми цветами. Цветы как витражи. Цветы почти всегда крупнее людей, животных. Цветы олицетворяют красоту, радость и мир вокруг.

Ширина речушки- ручья-3 м.