После первого полёта человека в космос в 1961 году почти каждый мальчишка мечтал стать космонавтом. У Юрия Усачёва эта мечта сбылась, он один из тех, кто стал чуть ближе к звёздам. В отряд космонавтов НПО «Энергия» он был зачислен в 1991 году. На его счету четыре полёта в космос. В общей сложности он провёл на орбите почти 553 суток и семь раз выходил в открытый космос.

Будущий космонавт родился в Донецке в 1957 году. Мечта стать лётчиком привела его сперва в Московский авиационный институт, а потом на работу в НПО «Энергия», где его пригласили в отряд космонавтов. Здоровье не подвело.

«Для того, чтобы приняли в космонавты, есть формальные условия: наличие высшего образования и человек должен три года отработать на предприятии. А дальше медицина: амбулаторный осмотр, потом кладут в стационар и три месяца очень подробно исследуют и принимают решение — готов ты или нет», — рассказал Юрий Усачёв.

Начиная с 1991 года, Усачёв четыре раза летал в космос, две первые экспедиции провёл на станции «Мир», две вторые уже на МКС. Перед каждым полётом он свято соблюдает традиции, заведённые ещё первопроходцами космоса.

«Например, на космодроме есть место, где автобус, который везёт нас на старт, обязательно останавливается. Перед стартом мы живём в гостинице, где нет номера 13, определённая музыка играет. Обязательно смотрим кинофильм «Белое солнце пустыни». Это не только прекрасная картина, там замечательная фабула, когда человек остаётся один на один с непреодолимыми обстоятельствами, как Сухов, и ему не на кого положиться, кроме себя и своего помощника Петрухи. Это очень похоже на то, что происходит в полёте, когда ты можешь рассчитывать только на свои знания и опыт членов экипажа, потому что Земля на связи, но там не всегда могут быстро и оперативно помочь», — уверен космонавт.

По словам Усачёва, что по этому же фильму космонавтов учили операторскому искусству и проводили по нему викторины. Например, нужно было отгадать, какую икру ел таможенник Павел Верещагин (правильный ответ не «чёрную», а «проклятую»), сколько жён было у Абдулы?

За практику полётов Усачёву довелось семь раз выходить в открытый космос, где он в общей сложности провёл более 30 часов. Космонавт признаётся, страха перед Вселенной уже не испытывает.

«Это уникальный опыт, непростой и физически, и эмоционально, но очень интересный. Вспоминается картина, когда я вышел в открытый космос, на время отключил фонари, станции не видно, только на ночной стороне Земли заметны огоньки береговой линии и корабли, с которых ловят креветок. Потрясающее ощущение, как будто ничего нет, пустота и только ты один летишь над планетой!», — продолжает Юрий Усачёв.

В бытовом отношении жизнь космонавтов на станции похожа на земную. Причём к невесомости привыкаешь так быстро, что уже через два месяца не понимаешь, как ты мог иначе двигаться. Но обостряются все остальные органы чувств – ярче звуки, запахи. Кстати, вкусовые предпочтения космонавтов при подготовке к пуску тоже учитывают.

Перед полётом экипажу проводят апробацию пищи, то есть дают попробовать весь рацион и отметить свои предпочтения. Среди блюд-фаворитов у Усачёва — баранина с овощами, свинина с картофелем и очень вкусные супы.

Каждому космонавту в полёт разрешается взять маленькую вещь, чтобы она напоминала о доме. У Юрия Владимировича – это игрушка Винни-Пух, которого подарила дочка, чтобы он помогал папе в полёте.

«Я его подвешивал, как индикатор невесомости, а потом прикрепил так, чтобы медвежонок смотрел в иллюминатор. Было очень забавно», — вспоминает Усачёв.

На МКС космонавтам много времени приходится проводить со своими коллегами из НАСА. Экипажи знакомят ещё перед полётом, когда готовятся к российскому сегменту, на тренировки астронавты приезжают в Россию в Звёздный городок, когда по американскому сегменту, космонавты летают готовиться в Хьюстон. Так что к началу полёта все члены экипажа уже довольно хорошо знакомы.

«Мы до сих пор дружим семьями, бывали у них в гостях в Хьюстоне. Когда они были в России, гостили у меня в Королёве и на даче в бане парились. Всегда рад, когда есть возможность встретиться, пообщаться с удовольствием», — продолжает космонавт.

Один из самых важных этапов полётной программы — возвращение на Землю. Самый тяжёлый момент, когда спускаемый аппарат входит в атмосферу, теплозащита при этом сильно обгорает, перегрузка на космонавтов увеличивается в 8-9 раз. На месте спуска кружат вертолёты, с экипажем постоянно поддерживается связь. Как только аппарат приземлился, его ставят на бок, чтобы удобнее было выходить. Люк, как правило, открывает поисковая команда, потому что экипаж несколько ослаблен, помогает выбраться. Из-за длительного пребывания в невесомости самим космонавтам первые шаги даются, конечно, тяжело, но выбора нет.

Сегодня в российском отряде космонавтов 26 человек. Включая одну девушку — Анну Кикину. В прошлом году Роскосмос объявил о четвёртом открытом наборе, в котором может участвовать любой гражданин России в возрасте до 35 лет. В то время как раньше космонавтов набирали только из лётчиков и учёных с хорошей физической формой. Мы поинтересовались, как Юрий Владимирович относится массовому освоению космоса?

«Тут есть и плюсы, и минусы. С одной стороны, да, давайте всех в космонавты. С другой — мы должны понимать, что не всякий к этой работе подходит, во-первых, потому что это рискованно, и во-вторых, ракета достаточно сложное сооружение. На мой взгляд, человеку с техническим образованием освоить профессию космонавта намного проще. Тут очень важен, как мы говорим, «гаражный навык», насколько ты можешь работать с инструментом. Проще бортинженера обучить выполнять научные эксперименты, чем учёного управляться со всеми системами станции и выходить в открытый космос», — уверен Юрий Усачёв.

26 человек сейчас в российском отряде космонавтов