Коллектив «Артели им. П. Рубена» вскоре после создания

Из чего сделаны игрушечные пупсы? Те, кто помнит эту игрушку по детству, сразу ответят: из пластмассы. Люди постарше скажут — из целлулоида. И это правильно. Но, оказывается, бывало и по-другому: в 1930-х годах в Загорске было налажено производство пупсов из папье-маше, пользовавшихся популярностью по всей стране. Хотя в основе игрушки была бумага, они, тем не менее, были прочными и непромокаемыми, их можно было даже купать. Как это достигалось и где именно их делали?


Разобраться в этом нам помогут старые фотографии и воспоминания знаменитой довоенной игрушечницы Елены Чватовой, некогда опубликованные в отраслевом журнале «Игрушка».

Елена Михайловна Чватова вспоминала: «В 1929 году в райсобесе заговорили с кустарями об артели. Памятный год, когда, преодолевая косные привычки собственников, ломая все препятствия, передовики потянули массу трудящихся на путь коллективного социалистического труда. Это было 20 октября 1929 года».

По её словам, собирать надомников было нелегко. В артель поначалу согласились войти со своим инвентарём всего семь человек. Под мастерскую отвели помещение книжной лавки в Лавре. Затем производство переехало на Пионерскую улицу.

Первым руководителем артели стала Евгения Гиппиус. На фотографии первых работников она в среднем ряду вторая справа.

В мастерской. Игрушки создавались «конвейерным» способом

***

Коллектив получил название «Артель им. П. Рубена». Дела шли неплохо. В довоенной газете «Вперёд» есть статья под названием «Спасибо дяде Рубену за игрушки — говорят дети». Но кем же был этот П. Рубен? Не так давно мы, наконец, прояснили этот вопрос.

Пётр Павлович Рубен был уроженцем Лифляндской губернии (Латвии). Родился 18 августа 1886 года. В возрасте 19 лет во время революции 1905 года вступил в партию большевиков. В 1917 году возглавлял Военную секцию Петросовета. С 1921 года много занимался организацией кооперативного движения среди инвалидов — очень важной работой для страны, недавно пережившей Первую мировую и Гражданскую войны.

Инвалиды, многие из которых были нестарые ещё мужчины и женщины, нуждались в социальной адаптации и зачастую — в получении новой профессии. Этим и занималась система Коопинтруда, которую П. Рубен возглавлял с самого начала до 1939 года, а затем — с 1946 по 1949 годы.

Из этого мы можем сделать вывод, что в загорской «Артели им. П. Рубена», вероятно, использовался труд инвалидов. С 1938 года по причинам, которые мы сегодня уже вряд ли установим, её переименовали в артель «Художественная игрушка».

***

Однако вернёмся к загорским пупсам. Они были четырёх размеров. Самые маленькие — «столбики», с прижатыми руками. После изготовления их покрывали эмалевой краской, а если её не было — несколькими слоями клеевой. Это придавало им достаточную прочность и устойчивость к влаге.

При производстве использовался «конвейерный» метод: заготовки переходили с верстака на верстак, пока не достигали сборочного стола. Часть их шла на изготовление «взрослых» кукол, на них надевали парики.

В уже упомянутом журнале «Игрушка» об этом писали так: «Пройдя десятки операций, рождается известный по всему Союзу загорский пупс».

Елена Михайловна Чватова берёт в руки готовую игрушку. На её широкой ладони пупс лежит, точно ребёнок. «Самое сложное в нашем деле — вставка глаз,— объясняет она. — Ведь они должны двигаться. Это же главная радость ребёнка, когда он играет с пупсом. Вставка двигающихся глаз — это шестнадцать операций». Специалист по глазам назывался «глазным лекарем», в нашем случае им была известная мастерица Анастасия Грибанова (тоже потомственная кукольница).

Готовые игрушки отвозили в Центральный универмаг Москвы, куда поступала продукция, изготовленная многочисленными социальными артелями. Оттуда её распределяли в другие торговые точки в разных городах.

***

Недавно при земляных работах в районе Пионерской улицы, где долгое время находилось основное производство «Артели им. П. Рубена», был найден интересный артефакт. Как известно, для производства фигурки из папье-маше необходима заготовка-«балбешка», изготовленная из дерева или глины. Деревянные «балбешки» посадских мастеров есть и в музеях, и в частных собраниях. Но в 1930-е годы очень часто использовалась обожжённая глина. И однажды в сергиевопосадский «Музей советского детства» принесли фигурку — заготовку для самого маленького пупса-«столбика».

К сожалению, голова не сохранилась, но от этого предмет не потерял своей значимости. После оформления соответствующих документов его внесли в реестр Государственного каталога музейных ценностей Министерства культуры России.

В послевоенные годы производство пупсов из папье-маше прекратилось и они практически превратились в реликты игрушечного мира.

Алекс Рдултовский