Накануне профессионального праздника учителей, который в России отмечается 5 октября, мы решили устроить вопросный батл между представителем старшего поколения педагогов, директором школы № 18, заслуженным педагогом РФ, отличником просвещения СССР Анатолием ЕГОРОВЫМ и его молодым коллегой, учителем истории и обществознания школы № 16, победителем конкурса «Педагогический дебют-­2022» Дмитрием БАЛУКОВЫМ. Каждый из оппонентов отвечал на пять одинаковых вопросов, связанных с простыми житейскими проблемами в образовании. Что вам ближе — опыт и мудрость или юношеский максимализм, судите сами.

 

— Кто такой учитель?

Егоров: Учителем в современных условиях быть не просто сложно, а архисложно. Во­первых, он должен вести предмет так, чтобы каждый ученик его освоил. А учителю довольно­таки сложно бороться с интернетом, в который погружены дети. Они практически живут в виртуальном мире. Слово интернета порой становится важней, чем слово учителя. Задача педагога сделать так, чтобы его позиция на уроке была главней. Во­вторых, учитель должен быть ещё воспитателем и наставником для детей. И третье, не менее важное, — педагог обязан найти контакт с родителями. К сожалению, на сегодняшний день родители не всегда адекватно воспринимают своих детей.

Понятно, что чадо для мамы или бабушки — свет в окне. Но они, особенно перестроечное поколение, до сих пор воспринимают школу, как сферу услуг. Это восприятие необходимо переломить.

Балуков: Для меня учитель — это скульптор человеческих душ. Он помогает ребёнку сформировать себя как цельную личность. И сам своим примером даёт детям понимание о том, как нужно себя вести.

— Почему школьникам всё равно приходится пользоваться услугами репетиторов?

Егоров: Я категорически против репетиторов. Каждый год мы выпускаем от 70 до 100 одиннадцатиклассников. Когда они начинают выбирать предметы на ЕГЭ, исходя из способностей каждого, советуем, что предпочесть, чтобы успешно сдать экзамен. Но дети не всегда к нам прислушиваются. Так, в прошлом году пятерым ребятам мы не советовали выбирать профильную математику, предмет очень сложный, нужен он только для поступления в технические вузы. Но нас не послушали. В итоге никто не сдал. Оказалось, все пятеро занимались у одного и того же репетитора, и, видимо, он внушил им, что профильную математику они «прощёлкают», как орехи.

Репетитор может помочь в единственном случае — когда уровень подготовки выпускника хороший, но знания необходимо разложить по полочкам, систематизировать. Для этого педагог должен знать школу, работать там много лет, чтобы и мы были в нём уверены, и родители деньги заплатят не зря.

Балуков: Репетитор необходим, когда ребёнку требуется индивидуальный подход. А в рамках классно­урочной системы мы всё равно устанавливаем себе некий стандарт, который может отличаться от потребностей учащегося. А репетитор эту проблему сглаживает. На самом деле, в любой образовательной системе есть репетиторы, и у нас с этим ещё не самая страшная ситуация.

Я в своё время также пользовался услугами репетитора, и сам сейчас им являюсь. Так что вполне принимаю эту систему. Альтернативы ей пока не находится.

— Достойные ли зарплаты у учителей? И как повысить интерес к профессии педагога?

Егоров: Молодой специалист, придя в школу, получает 15 тысяч рублей. Это разве зарплата? Поэтому в школу молодёжь не идёт. У нас коллектив 150 человек. Каждый год кто­то уходит на пенсию, всегда нужны молодые силы. Но приходят единицы. Даже наши выпускники, которые поступают по целевому набору, когда узнают степень нагрузки и ещё обязательное классное руководство, — а у нас 62 класса и 2500 учеников — интерес сразу падает. Да, есть финансовая поддержка, доплаты на региональном и муниципальном уровне, но этого очень мало. Потому что молодой человек в 22 года хочет зарабатывать и сам себя обеспечивать, а не жить за родительский счёт. Конечно, не все смотрят на деньги, есть ребята, для которых педагогика — призвание, но это редкость. Поэтому достойная зарплата — первая мотивация, с которой начнётся интерес к профессии учителя.

Балуков: В первую очередь акцент нужно делать на том, что педагог — творческая профессия. Материально все всегда хотят получать больше, это нормально. Поэтому материальные стимулы какие­то должны быть. Например, сейчас в Госдуме предлагают сделать ставку педагога на уровне 2,5 МРОТ, считаю это правильно. Материальные стимулы, конечно, помогут. А так, дополнительной мотивации не стоит придумывать, потому что люди, которые захотят найти себя в школе, всё равно сюда придут.

Я сам заканчивал бывший Московский областной педагогический университет имени Крупской (ныне Государственный университет просвещения). Из моих однокурсников примерно 40­50 % пошли работать в педагогику. Конечно, в педвузы идёт большой процент людей, которые изначально не планируют связывать себя со школой. Есть шутка: ума нет — иди в «пед». Но талантливые студенты зачастую находят себя именно в школе.

Что касается заработной платы, существовать на неё можно. Но есть работа, которая окладом не учитывается. Например, рабочий сдал смену и дома отдыхает. А со школой не так. Это социальное взаимодействие, и у тебя постоянно остаётся работа на дом, связанная с подготовкой к урокам и прочим. Это как раз та сфера, которую очень сложно оценить материально.

 

 

Нужно выработать какие-то технические решения, которые бы позволили с одной стороны ребят ограничить, а с другой — дать пространство для свободы, в которой они могли бы работать

 

— Есть мнение, что современные дети, «поколение Z», не стремятся к знаниям. А как считаете вы?

Егоров: Я не могу сказать, что все дети поголовно не стремятся к знаниям. Если судить по нашей школе, то безынтересное отношение к учёбе примерно у 20 % учащихся. Где­то 15 % — на грани, не очень, но есть потенциал. Ну и 50­-60 % — мотивированные дети, со старанием и ответственностью. Но это заслуга родителей, которые соответствующим образом воспитали и настроили детей.

Балуков: Поколение складывается из разных людей. Если детям нужно в какой­то сфере добыть знания, они это сделают легко и быстро. Просто не всегда школьная программа удовлетворяет потребностям общества. И детские потребности не соответствуют взрослым, а мы их готовим к взрослой жизни, здесь тоже есть противоречия. Они не смотрят на то, что их ждёт в будущем, и это нормально. Поэтому дети стремятся к знаниям, если это им по­настоящему необходимо. И наша задача — научить их учиться.

— Гаджеты уже неотъемлемая часть нашего общества. Нужны ли они в школе?

Егоров: У нас в школе мы давно запретили гаджеты на уроках. Даже на переменах дети достают учебники, готовятся по книжкам. Ну а дома — чем бы дитя ни тешилось… Вот тебе компьютер, игры. Ребёнок спокоен, никому не мешает, и при этом всегда на глазах.

Хотя надо признать, что школа невольно сама загоняет нас в цифру. Ввели электронные дневники, журналы, теперь новую систему «Моя школа». Записаться в секции, кружки и на олимпиаду можно только онлайн. Но наша задача — воспитать правильно отношение к гаджетам, показать, что это только средство, не нужно на них зацикливаться.

Балуков: Телефоны без контроля серьёзно отвлекают внимание. И там как раз сфера детских интересов: прокачать аккаунт в какой­нибудь онлайн­игре и потом его продать. Это быстрые деньги и прямая причинно­следственная связь сразу видна. А зачем им, к примеру, знания о деятелях эпохи Просвещения, непонятно. Так что здесь нужно выработать какие­то технические решения, которые бы позволили с одной стороны ребят ограничить, а с другой — дать пространство для свободы, в которой они могли бы работать. У нас сейчас идёт информатизация образования, и этот процесс надо продолжать. А в целом, убирать ли телефоны, — зависит от ситуации в классе. Кто­то более дисциплинированный, ребята более осознанные, и с ними можно договориться.

— Что пожелаете коллегам в День учителя?

Егоров: Прежде всего благополучия, терпения, крепкого здоровья для того, чтобы выполнить все многотрудные задачи, которые стоят перед учителями. И в текущем Году педагога и наставника постараться сделать так, чтобы учитель для детей и родителей стал очень нужным, востребованным человеком, который поможет идти по жизни.

Балуков: Желаю всем учителям уметь хорошо отдыхать. Потому что если всё время работать, то «крыша поедет» очень быстро. Если педагог умеет переключиться, то и работать он сможет более творчески, и психологическое его состояние будет лучше. А если ещё и выспится, будет вообще замечательно.

 

Оксана ПЕРЕВОЗНИКОВА