Если человек заболел, ему требуется помощь врача. Если совершено преступление, призывают полицейских, в случае возгорания людям помогают пожарные. Но когда для оказания помощи пострадавших нужно извлечь из-под завалов, снять с высоты или вытащить из помятой машины — в дело вступают спасатели. О том, как выглядит их работа, я размышляла всю дорогу, пока добиралась до Ногинского спасательного центра МЧС. Здесь проходили соревнования по пятиборью среди команд спасателей регионального ГКУ «Мособлпожспас».

Первое, что бросилось в глаза на учебном полигоне, — покосившийся на лужайке вертолёт на фоне сошедших с рельсов вагонов поезда. Интересно практически сразу. Организаторы соревнований проводили нас по полигону, показав основные точки испытаний для спасателей. Ничего похожего на учебные тренажёры. Вместо спортивной площадки — нефтяная база и газовая станция. Здесь же — руины разрушенного «взрывом» завода, а чуть поодаль — разваленный бетонный мост с разбитыми в аварии автомобилями.

Мы подошли к нагромождению камней, которое называлось «скала», и здесь встретились со спасателями из Сергиево-Посадского отряда. Роман МАКАРОВ и Дмитрий КУЛИШ участвовали в соревнованиях в составе территориального управления (Дубненское) № 4 в команде из шести человек. Мы застали ребят за очень сложным испытанием — спасением человека, упавшего в скальную расщелину.

Разумеется, в роли человека был деревянный макет, внешне похожий на Буратино. По легенде, это был горный турист, оступившийся на камнях и упавший с высоты пяти метров. Для оказания срочной медицинской помощи пострадавшего следовало извлечь из каменного плена, спустить с обратной стороны «скалы», переправить через водное пространство и передать в руки медработникам. На всё задание — 90 минут. Нужно понимать, что испытания проходят в условиях, максимально приближенных к реальным, и спасатели имеют абсолютно то же снаряжение и состояние, с которым работают и в жизни.

3 место заняла сборная команда с участием спасателей из Сергиева Посада

Было бы ошибкой не спросить, какие ощущения они испытывают, когда на носилках лежит живой человек. «Мы уже давно привыкли и просто делаем свою работу. Наш основной принцип — не навредить. Нужно действовать внимательно, точно и грамотно, и это главное, на что мы должны обращать внимание».

Водную преграду в виде небольшого, но глубокого пруда пересекали по навесной переправе. Этот этап сложен тем, что носилки с «пострадавшим» переправляются так же, как и сами спасатели: их прицепляют к канату и пускают над водой. «Надо быть осторожней в горах», — подумала я, глядя в каком бешеном темпе спасатели вяжут узлы и строят мудрёные конструкции из тросов и карабинов, чтобы носилки благополучно добрались до противоположного берега. «Пострадавший» манекен перебрался через воду удачно, и насквозь вымокшая команда, подхватив носилки, пустилась бегом до конечной точки этапа. Незадачливый турист был спасён, а его спасители, тяжело дыша, глотали воду, прислонившись к камням. Вот уж, действительно, испытание.

***

Отдышавшись, ребята пригласили меня в свой лагерь на перерыв: им — отдохнуть и переодеться, мне — осмотреться, поговорить и ознакомиться с бытом. На время пятидневных испытаний команды проживают в палаточном городке. Всё необходимое, от продуктов до штатных инструментов, привозят с собой — так положено. В реальности в случае ЧС прибывающие отряды спасателей первые три дня должны пребывать в автономном режиме. Если же операция затягивается, на место организуется подвоз питьевой воды, питания и необходимых вещей. Поэтому обустройство палаточного городка на соревнованиях МЧС тоже имеет значение.

После обеда я отправилась на площадки, где выступали команды из других городов Московской области.

Особенное внимание привлекла разрушенная эстакада с автомобилем — из салона машины доносились крики, а вокруг сновали люди в касках. В имитации ДТП принимали участие живые статисты, две девушки, которых, по легенде, зажало на передних сиденьях

Участники соревнования должны были оперативно и слаженно разобрать автомобиль, извлечь пострадавших и оказать им первую помощь. Девушки так натурально изображали отчаяние, что представить себя на их месте не составило особого труда. «Надо быть аккуратнее за рулём», — подумала я, наблюдая за манипуляциями режущего металл инструмента.

Хорошо, что сценарий этого этапа не подразумевал открытого огня, потому что впечатлений от увиденного мне хватило очень надолго. «Жертвы ДТП» были успешно извлечены и надёжно зафиксированы на носилках в ожидании кареты скорой помощи. А спасателей ожидал подсчёт результатов и следующий этап соревнований.

Достаточно насмотревшись на работу спасателей в полевых условиях, я засобиралась домой. Пока ожидала служебный транспорт, издалека посматривала на команды в разных точках учебного полигона. Нигде не было видно суеты. Все люди двигались в каком-то определённом, понятном только им порядке и темпе. Я смотрела на них и думала: «Какие они всё-таки надёжные, наши ребята. Но аккуратнее всё равно надо быть».

Светлана ВОЛОДИНА

Фото автора