Внимание Церкви, которое уделено этим апостолам посредством предваряющего их праздник поста, имеет под собой несколько причин. Часто указывается на величину их трудов и то огромное число общин, которое они создали, а также на обширность территорий, где прозвучала их проповедь. Между тем, учитывая это, стоит обратить внимание и на ещё одну сторону этого праздника. Жизнь апостолов Петра и Павла ярко изображают перед нами границы духовных возможностей человека — от его низости и жестокости до величия, к которому призван Богом каждый из нас.

Апостол Пётр был человеком горячего нрава, прямодушным и нелицемерным. Собственно, поэтому он и получил от Христа новое имя — «Пётр», что по-гречески значит «камень» (Мф. 16, 18). Священное Писание неоднократно показывает, как характер часто выделял его на фоне других апостолов: он то одним из первых горячо исповедует Христа — Сыном Божьим (Мф. 16, 17–18), то тут же получает «выговор» от Господа за то, что по своей пылкости не вслушивается в Его слова, противореча и диктуя ему свою волю (Мф. 16, 22–23). При всём этом в нём говорила, прежде всего, его искренность, любовь ко Христу.

Однако позже — в момент взятия Господа под стражу — Пётр покажет себя не с самой лучшей стороны. Перед Своими стра даниями Христос предсказывает Петру: Прежде нежели пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня (Мф. 26, 34). Именно это и случилось с Петром: убоявшись, что в нём узнают ученика арестованного Христа, он отрекается от Него и тут же слышит крик первого петуха. Страх и малодушие, которые, как говорится в книге Откровения Иоанна Богослова, не могут быть достойны Царства Небесного (Откр. 21, 8), овладели душой Петра в тот самый момент, когда нужно было бы проявить противоположные качества. На осознание тяжести этого поступка указывает тот факт, что Пётр, после своего покаяния, всю оставшуюся жизнь будет помнить о своём отречении от Господа: каждое утро, при первом крике петуха, он будет горько рыдать, как и в минуты после того самого предательства ... И этот же человек обойдёт с проповедью о Христе столько территорий, что не всякое воображение может вместить в себя эти масштабы. Это и Палестина, и Египет, и Малая Азия, и Рим, где он был впоследствии и казнён, — распят вниз головой.

***

Апостол Павел был призван Христом позже, через несколько лет после Воскресения и Вознесения Господа на Небо. И, что странно и прекрасно одновременно, он был призван из ряда гонителей Христа и Его учеников. Некогда жестокий преследователь апостолов сам становится апостолом. Книга Деяний апостольских говорит, что он был свидетелем убийства апостола Стефана и одобрял его казнь (Деян 7, 58; 8,1). «Сгорая» от ненависти к христианскому учению, он выпрашивает у иудейских начальников документ на то, чтобы законно и открыто преследовать и убивать христиан (Деян. 9, 2). Однако именно в этот момент — по дороге в Дамаск, куда он уже шёл, чтобы уничтожать верующих во Христа, — ему, как некоему извергу (1 Кор. 15, 8), является Христос: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?.. Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна (Деян.9, 4–5). Явление и слова Христа перевернули его внутренний мир.

После этой встречи он был преображён благодатью Божьей и радикальным образом поменял вектор всей своей жизни: он становится апостолом язычников (всех народов, не знавших истинного Бога), населявших территории Римской империи.

Современный человек обладает достаточно богатым арсеналом примеров негативного характера — от трусов и предателей до открытых атеистов и х улителей христианской веры. Можно представить, каким будет наше удивление, если мы станем свидетелями преображения хотя бы одного из таковых людей, близких нам по времени.

Между тем, стоит понимать, что перемены в мировоззрении человека, в его мышлении не происходят в одночасье. Ведь одно дело понять, что ты совершаешь ошибку или что-то в своей жизни делаешь не так, и совсем другое — поменять образ жизни, измениться духовно и нравственно. Последнее требует большого труда. И здесь именно апостолы Пётр и Павел предстают личностями с недюжинной силой духа. Именно эта сила дала им возможность восстать от духовного падения, слабости и жестокости. Мужество признать своё падение, а в случае с апостолом Павлом — осознать ужас своего пути, направленного против Бога.

Каждый из нас также призван к ве ли чию, которое Православное богословие именует обо ́жением — становлением богом по благодати. Когда человек приходит в ту меру возрастания своей духовной природы, к которой он призван Богом, — это и есть обо ́жение. Оно заключается в любви к Богу и Его творению. Когда человек имеет такую любовь в своём сердце, то он способен на многое: например, побороть свою лень, чтобы с кем-то провести время с целью поддержки в трудную минуту, или, смирив своё самолюбие, простить товарища, который чем-то обидел нас и т. п. И эти малые, как кажется на первый взгляд, добрые дела, дают огромные плоды впоследствии.

Таким образом, посредством примера святых апостолов Петра и Павла мы познаём пределы человеческого падения с одной стороны и высоты человеческой жизни — с другой. Петров пост, как называют его в народе, помогает нам понять хотя бы в малой мере то, какой труд подъяли эти апостолы: восставая от своего падения и ведя борьбу со слабостью и страхом, они шествовали победоносно по всему миру с проповедью о Вечной Любви. Да, далеко не все из нас кого-то предавали, однако и к публичной проповеди по всему миру нас тоже никто не призывает. Ведь первостепенное значение имеют не масштабы подвига, а сама решимость повернуться к Свету и изменить себя. Каждый призван к обо ́жению — теснейшей дружбе и союзу с Богом. Это, в свою очередь, требует внимания к своей душе и периодической ревизии своего духовного состояния. Пост же в честь и память этих апостолов предстаёт не только как повод к этому деланию, но и как символ силы и решимости, который вдохновляет нас на пути, ведущем к совершенству нашей бессмертной души.

Священник Александр ГАПКО