Выдающийся художник был одним из основных членов Абрамцевского художественного кружка и, что называется, универсалом — ему удалось проявить себя не только в живописи, но и в архитектуре. 

«Он участвовал во всех проектах: и столярной, и керамической мастерской, вложил много в архитектуру усадьбы. Церковь с часовней и избушка на курьих ножках — это те здания, которые являются зарождением модерна. Ну и «Алёнушка», и «Богатыри», — они тоже написаны в Абрамцеве», — комментирует заместитель директора по науке музея-заповедника «Абрамцево» Елена МИТРОФАНОВА.

На экспозиции в Поленовской даче собраны фотографии и эскизы архитектурных работ живописца. Выставка полностью основана на музейных фондах, некоторые работы ранее не выставлялись.

«В нашем музее одна из лучших коллекций Васнецова, — объясняет Елена Митрофанова. — Мы показываем, во-первых, действительно малоизвестные работы, и во-вторых, пытались показать процесс создания шедевров. Поэтому неслучайно мы выставили эскизы, архитектурные разработки, кальки. И объединены здесь две основные темы: это архитектурный опыт Виктора Михайловича Васнецова в Абрамцеве и его опыт во Владимирском соборе в Киеве — грандиозные работы».

Элеонора ПАСТОН, главный научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX – начала XX века Третьяковской галереи, доктор искусствоведения и ведущий исследователь творчества Виктора Васнецова также отметила, что представленные работы дают возможность увидеть творческий поиск и сам процесс создания произведения. «Сегодня меня здесь поразил вот этот набор фотографий Владимирского собора, в котором можно видеть поиск художником образов Спасителя, Богоматери. То есть фотографии эскизов отличаются от тех, которые есть в Третьяковской галерее», — отмечает она.

Выставка в Поленовской даче будет работать до 17 апреля.

Татьяна МЕЛЬНИКОВА