В начале марта в Художественном филиале Сергиево-Посадского музея-заповедника говорили о джазе. Лекцию об истории возникновения и развития этой музыки прочёл радиоведущий Анатолий АЙС, известный слушателям по авторским программам на «Мегаполис ФМ» и «Радио Jazz». Рассказ маэстро показался нам интересным, и мы решили с сокращениями изложить его и для читателей @vperеdsp. Столкновение каких культур привело к крупнейшей музыкальной революции ХХ века? Когда и почему появились первые джазовые оркестры? Почему век назад религиозные люди боялись джаза и блюза? Ответы на все эти вопросы в нашем тексте.

Практически вся современная музыка базируется на джазе. А джаз родился в Америке, где в силу исторических причин произошло столкновение и смешение культур — западной, восточной и африканской.

Мы, европейцы, воспринимаем музыку как явление: приходим на концерт, включаем диск дома, нам нравится или не нравится. А для восточного человека музыка это процесс, то есть она сама по себе не звучит, она всегда что-то сопровождает. В Африке музыка, движение и танец вообще никак не отделены.

Когда мы говорим «африканская музыка», в нашей голове по ассоциации начинает играть барабан. При словах «европейская классическая музыка» мы вспоминаем Баха, Моцарта, Чайковского. И вот в конце XIX века этот красивый европейский мелодизм лоб в лоб столкнулся с африканским первобытным ритмом. Из этого столкновения постепенно возник джаз, потом рок-музыка и вообще почти всё, что обычный человек сегодня слушает по радио или дома. Если мы начнём копать историю самых разных современных музыкальных направлений, в конце концов неизбежно придём в Африку.

***

Африканцы появились в Америке в качестве рабов, это общеизвестно. Рабы занимались тяжёлым физическим трудом, и чтобы как-то подбодрить себя на плантациях они пели песни — и задавали ритм для работы. Есть даже такое музыкальное направление «рабочая песня», и в джазе, особенно в раннем, вы обязательно найдёте название work song.

В конце концов после Гражданской войны рабство в США отменили. Бывшие рабы стали лично свободны, но по факту расовая сегрегация официально была отменена только в 1960-х годах. А до того — раздельное обучение, отдельные места в общественном транспорте, разные места для отдыха и работы и так далее.

Когда афроамериканцы с плантаций оказывались в больших городах, для них это было как оказаться среди инопланетян. Ничего не понятно, постоянного жилья и работы зачастую нет, многим приходилось годами скитаться с места на место. Но они — музыкальные люди, они пели песни и аккомпанировали себе на том, что можно было взять с собой, обычно на чём-то простом, самодельном или же самом дешёвом.

Так ещё до джаза появился блюз, который теперь стал неотъемлемой часть нашей общей культуры. У блюза есть очень важное отличие — особая трактовка звукоряда, которую ни с чем не спутаешь (так называемые «блюзовые ноты»).

Интересно, что на начальном этапе многие всерьёз считали, что эта музыка — дьявольская. Верующие, церковные люди её боялись. Дело в том, что в английском языке есть выражение «blue devils», которое можно перевести как «хандра, тоска зелёная», второе значение — «белая горячка». А многие ранние блюзмены из-за очень тяжёлых условий жизни были алкоголиками. То есть они днём, скажем, 12 часов подряд разгружали корабли в порту, а потом в своей среде что-то пили и заодно играли свою грустную музыку. Главная же заслуга блюза в том, что он привнёс (или возродил, есть разные мнения) в музыке так называемую куплет-припевную форму. Сейчас она привычна для всех, но так было не всегда.

***

Во многих увеселительных заведениях стояли фортепьяно. И бывшие рабы, глядя на них, воспринимали эти клавиши скорее как 88 хорошо настроенных барабанов. Ритм — основа жизни для африканца. И они стали играть на пианино как на ритмическом, а не мелодическом инструменте, и музыку, которая в результате появилась, стали называть регтайм.

Играть нужно было быстро, очень быстро, как можно больше нот в единицу времени.

Регтайм часто исполняли в борделях. Не всеми это, конечно, одобрялось. Например, одним из выдающихся мастеров был Джелли Ролл Мортон. Работать приходилось по ночам, притом что ему тогда было всего 11 лет. Он воспитывался бабушкой, ортодоксальной христианкой. Джелли говорил ей, что ходит работать на верфь, но в конце концов бабушка узнала, что он музицирует в борделе, прокляла его и выгнала из дома. Впоследствии он стал руководителем оркестра, композитором, одним из очень значимых представителей традиционного джаза.

Существовали и белые музыканты, которые смотрели на всё это и думали: «Я тоже так хочу». Первый белый ансамбль, который играл регтайм, назывался Original Dixieland Jassband. И они решили выпустить эту музыку на граммофонной пластинке в 1917 году. Диск оказался первой в истории записью джаза и тогда же стал невероятно популярным. Интересно, что музыканты до конца жизни отрицали какую-либо связь с «чёрной» музыкой, говоря, что они придумали всё сами.

***

Джаз в основном звучал в небольших заведениях. На сцене помещались 3-5 музыкантов. При этом музыка стала очень популярной, народу набивалось много — но звукоусиления в то время ещё не существовало. В результате стали возникать джазбенды из 40-50 музыкантов, которые могли «прокачать» большие залы. Они играли громко, эту музыку можно было слушать, под неё можно было плясать. Джазбенды стали называться по имени дирижёров. Бенни Гудмен, Гленн Миллер, Дюк Эллингтон и другие — эти имена до сих пор на слуху.

Существовало своеобразное разделение. Белые оркестры всегда играли чётко, слаженно, по нотам. А темнокожие оркестры могли позволить себе что угодно. Если вспомнить о сегрегации, надо сказать, что темнокожему оркестру для того чтобы выделиться. надо было играть не просто хорошо, а невероятно. Поэтому они вставляли в программу акробатические номера, жонглировали своими инструментами, ездили на одноколёсных велосипедах, устраивали яркие шоу. Чтобы позвали выступать темнокожий оркестр, он должен был быть реально очень крутым.

***

Многие критики считают, что настоящий джаз закончился к началу 1940-х годов, а всё что позже — это уже не то. С этим, конечно, можно и нужно спорить, потому что джаз не останавливался и развивался. С начала 1950-х и по сей день возникло очень много его направлений: бибоп, кул-джаз, прогрессив-джаз, модальный джаз и так далее. Эта музыка сохранила популярность, но с 1960-х пальму первенства перехватил рок во всех своих разновидностях.

Записал Александр ГИРЛИН