Езда на собаках всегда ассоциируется с Крайним Севером. И немного с диснеевским мультиком об отважном Балто. Однако освоить её можно и живя в Сергиевом Посаде. Местный спортсмен Сергей ГЕВОРКЯН — яркое тому подтверждение. Всё началось с безобидного желания завести собаку, и теперь в арсенале у Сергея целая стая хаски и большая любовь к ездовому спорту.

Щенок с «Авито»

В 2011 году семья Сергея Геворкяна приняла решение, которое изменило их жизнь: они завели свою первую собаку. Рыжая голубоглазая девчонка породы хаски, которую назвали Хельгой, была найдена на «Авито». Ни о каком спорте Сергей и не думал, пока однажды Хельга не убежала от хозяев. Во время поисков Геворкяны познакомились с соседями, которые тоже держали хаски. «У вас же ездовая собака, бегать не пробовали?» — поинтересовались молодые люди. И когда Хельга благополучно нашлась, Сергей сам сплёл для неё специальную шлейку и запряг в велосипед. Да, есть такая летняя ездовая дисциплина. И хотя с ней не заладилось, уже зимой начинающий спортсмен поехал на зимние соревнования и вместе с Хельгой занял третье место среди лыжников.

В лыжи можно запрягать одну или двух собак, а потому со временем у Сергея появилась вторая хаски — Урсула, названная в честь немецкой биатлонистки по фамилии Дизль. Однако ни имя, ни классический чёрно-белый окрас, ни даже тот факт, что её взяли из ездового питомника, не заставили Урсулу начать бегать. Она просто оказалась под это «не заточена».

Постепенно стая стала разрастаться. Сейчас у Сергея шесть хаски — Хельга, Урсула, а ещё порыжевший от старости Локи, своенравная Арья и их дети — Старк и Був

Все, кроме Хельги, живут в вольере на улице, потому что она на правах вожака может хорошенько погрызть собратьев в воспитательных целях. Все, кроме Урсулы, выросли беговыми псами, и, если долго не запрягать их в лыжи или нарты, начинают тосковать и нещадно грызть железные прутья вольера.

От Петрозаводска до Майкопа

Где только Сергей не бывал со своими снежными псами! Например, путешествовал от Петрозаводска до Майкопа. Из ярких побед сразу вспоминает соревнования на лыжном курорте «Малиновка» под Архангельском. Это был этап кубка мира, и вместе с Хельгой они неожиданно заняли первое место.

В ездовом спорте участвуют два вида собак: северные ездовые и ездовые собаки других пород. Другие породы — это в том числе и специально выведенные под бег собаки. Например, норвежский ездовой метис. Сравнивать его с хаски — это как сравнивать гоночную машину с хорошим легковым автомобилем. Как ни крути, первый всегда будет приходить к финишу быстрее. На авторских гонках эти породы всегда разделяют, однако три года назад федерация ездового спорта объединила и тех, и других в одну скоростную категорию.

«На самом деле этот спорт кажется нетипичным, потому что в Сергиевом Посаде бегаю я один, — объясняет Сергей. — А на деле даже в Московской области спортсменов довольно много. Ездовой спорт пытаются подвести под какую-то законную базу, не так давно была создана федерация, разряды спортивные появились. Я к ним не стремлюсь. Когда начинал этим заниматься, работал в другой организации, было много свободного времени, а потом перешёл на другую работу, и пока вникал в неё, потерял два года. Сейчас езжу на соревнования просто ради удовольствия».

Помимо драйва от самих гонок, увлечение ездовым спортом подарило Геворкянам много друзей. Например, Михаила Шелковина, одного из лучших гонщиков России. Когда они только познакомились, Михаил жил в Балашихе, но сейчас он известен как каюр из Карелии. Именно ему Сергей обязан появлением Локи и Арьи.

Стимул и любовь

На Ферме есть хорошая лыжная трасса, где Сергей тренируется вместе со своими собаками. Здесь всё, как на настоящих соревнованиях: на псов надевается специальная шлейка, которая помогает правильно распределить нагрузку на позвоночник, потяг с амортизатором одним концом цепляется за шлейку, другим к поясу лыжника. Между собой собаки цепляются перестёжкой, чтобы не было соблазна разбежаться в разные стороны.

Не всякая породистая собака может стать ездовой. Медали животных не интересуют, им нужен иной стимул. Например, чтобы их хорошенько покормили после финиша. Или спортивный азарт, когда на горизонте появляется кто-то, кого можно обогнать.

Локи всегда стремится догнать того, кто впереди, а Хельга — удрать от того, кто оказался рядом. Поэтому они отлично срабатываются вместе. Да и в целом, сколько бы собаки не выясняли отношения в обычной жизни, в упряжке они никогда не ссорятся и работают как команда.

Воспитываются спортивные хаски совсем не так, как домашние. Такие цирковые команды как «сидеть» или «дай лапу» им ни к чему. А вот «вперёд», «назад», «обратно» или «мимо» они знают назубок. И беспрекословно слушаются хозяина, если нужно обогнать лыжника перед собой или вернуться к пропущенному повороту. По словам Сергея, достаточно воспитать одну собаку, а потом просто подставлять к ней остальных. У Хельги, помимо сообразительности и скорости, ещё и словно встроена внутренняя GPS-система.

«Мы как-то заблудились в лесу под Хотьковом, — рассказывает спортсмен. — Поехали кататься, дочка ещё маленькая была. В какой-то момент я понимаю, что заблудился, и не знаю, куда ехать дальше. Отпустил управление, крикнул Хельге «домой!», и она вывезла нас к машине»

А ещё хаски, хоть и славятся своим шебутным характером, по сути своей собаки добрые. В этом есть практический смысл: на севере упряжка может передаваться из рук в руки, и собаки обязаны слушаться нового хозяина. У них это в крови. Сергею Геворкяну, к счастью, нет нужды передавать кому-то своих собак. И вольерные, и те, что живут дома, воспринимаются им, как члены семьи.

«С Урсулой всё было понятно с того момента, как я первый раз поставил её в нарты, — рассказывает он. — Ей уже девять лет, и восемь из них я подумывал её продать. Но так и не смог. Это же моя собака, она у меня на руках выросла, как я могу? Пусть лучше живёт с нами в своё удовольствие».

Елена БАДАЛЯН

Фото: Наталья МАЙОРОВА

Популяризации ездового спорта на собачьих упряжках способствовала история хаски по кличке Балто. В 1925 году он сумел спасти от дифтерии целый город на Аляске, доставив его жителям сыворотку на упряжке. Ради этого отважный пёс преодолел 52 километра пути в снежную бурю. В 1995 году эта история легла в основу популярного полнометражного мультфильма