Говорят, что любой журналист — личинка большого писателя. А ещё что люди пишущие просто обязаны быть людьми читающими, а то чем же нам вдохновляться и откуда брать в голове подходящие слова? Обсудив это однажды на планёрке, мы поняли, что контрольный срез нашего «редакционного чтения» может быть интересен и другим. Ведь мы не держим у себя плохих книг, а радостью от путешествия по их страницам всегда хочется поделиться. Интересным и неожиданным фактом оказалось то, что все пять книг из нашей подборки написаны людьми, имеющими в своей биографии опыт работы журналистом. Случайность, которая заставляет задуматься.

ВЕНДЕЛА ВИДА, «ОДЕЖДА НЫРЯЛЬЩИКА ЛЕЖИТ ПУСТА»

Светлана ГИРЛИНА, журналист:

— В этом году поставила себе цель — прочесть тридцать книг. Много это или, наоборот, мало, судить не берусь: когда пишешь сама, времени, чтобы посмаковать вечером творчество других, пусть и известных авторов, уже почти не остаётся. Сейчас на моём «книжном счету» ровно 28 книг. Одну из них — «Одежда ныряльщика лежит пуста» журналистки и писательницы Венделы Виды — схватила в библиотеке, даже не ознакомившись с аннотацией. О чём произведение? О женщине, приехавшей из Майями в Касабланку по причине, известной только ей одной. И вот незадача: в гостинице у неё крадут рюкзак со всеми документами. У героини больше нет имени, нет денег и вещей. И любая бы в такой ситуации растерялась, но наша женщина — не из таких, и явно от чего-то бежит. В своём путешествии она примеряет разные статусы и образы, каждый раз закручивая всё вокруг себя в поток странных действий. Одежда лежит пуста, а героиня ныряет в одну личность и выныривает в другой. Что послужило причиной, узнаем в финале. Эта книга — психологический триллер с небольшой долей паранойи. Ощущения после прочтения неопределённые, двоякие, как и сам сюжет. Но прочитать стоит как минимум, чтобы скоротать зимний вечер, как максимум ради знакомства с автором.

ТУР ХЕЙЕРДАЛ, «ПУТЕШЕСТВИЕ НА «КОН-ТИКИ»

Татьяна МЕЛЬНИКОВА, журналист:

— Эта книга норвежского журналиста и путешественника сразу перекочевала в разряд любимых. Знаете, из тех, к которым возвращаешься и перечитываешь, чтобы снова пережить это захватывающее приключение. Экспедицию на «Кон-Тики» Тур Хейердал с друзьями предпринял в 1947 году. Он хотел на практике доказать свою теорию о том, что далёкие Полинезийские острова, включая остров Пасхи, когда-то были заселены людьми из Южной Америки. И хотя подходящих для такого путешествия кораблей у них вроде бы не было, возможно, через океан можно переплыть просто на плоту? При этом надо признать, что даже сегодня такое путешествие было бы затеей совершенно мальчишеской и безумной. А потом начинается волшебство, иначе не назовёшь. Потому что находятся и средства на путешествие, и единомышленники, и совершенно незнакомые люди начинают предлагать помощь в этом рискованном предприятии. По моим ощущениям, главным героем этой книги стал океан — древний, могучий, он предстаёт перед путешественниками середины XX века практически таким, каким его видели древние цивилизации инков и моче: таким же мистическим и завораживающим, когда по ночам на его поверхности мерцает фосфоресцирующий планктон. Трудно определить момент, когда читатель словно сам становится частью экспедиции «Кон-Тики». И оторваться от чтения книги – словно вернуться из отпуска.

ДЖЕЙМС ДЖОЙС, «УЛИСС»

Дамир ШАВАЛЕЕВ, фотокорреспондент:

— У отца была и есть сейчас домашняя библиотека, и как-то в детстве я спросил у него: что это за толстая книга — Ulysses? Он ответил: сын, это самая сложная книга в мире, не берись за неё. Тогда я не стал её изучать, но это мне запомнилось. Спустя лет 20 наткнулся в интернете на фотографию, где Мэрилин Монро читает толстенную книгу, присмотрелся — «Улисс», и читает уже последнее страницы! Ну, если она осилила, значит, и я прочту. Скачал книгу, купил её бумажную версию, стал изучать всё о Джойсе и его главном романе, прежде чем взяться за чтение. Многие на YouTube пугали и предостерегали, и предлагали изучить ещё с десяток произведений перед чтением «Улисса». Но фотография с Монро оказалась непростой. Джойс в конце книги оставил много авторских комментариев, и их объём огромный. Монро читает последние страницы, но она не прочитала всю книгу, она читает комментарии к первому, может второму эпизоду, которые самые простые — вот и отгадка! Без спойлеров и дополнительной литературы я взялся за текст. Сложно, интересно, необычно. Сейчас читаю седьмой эпизод.

ФРЕДЕРИК БАКМАН, «ВТОРАЯ ЖИЗНЬ УВЕ»

Елена БАДАЛЯН, журналист:

«Не подпускает он к себе людей из страха, как бы память о дорогом её голосе не потонула в гомоне их сварливых голосов». В каждом из нас время от времени просыпается ворчливый и угрюмый старик, обиженный на весь свет. Однако под маской усталости от жизни всегда (хотелось бы мне в это верить!) скрывается доброе сердце. И то, и другое роднит нас с главным героем книги Фредерика Бакмана «Вторая жизнь Уве». Эту книгу стоит читать, когда душа просит чего-то доброго, уютного и сентиментального. История о любви и потере, противостоянии несправедливости мира и настоящей дружбе заставляет смеяться в голос и трогает до слёз. А ещё дарит ощущение надежды на светлое завтра.

АННА МАТВЕЕВА, «ДЕВЯТЬ ДЕВЯНОСТЫХ»

Александр ГИРЛИН, журналист:

— Критики говорят, что современная «уральская литературная школа» существует не только как понятие сугубо географическое. Все знают Алексея Иванова, менее известны, но значимы в литературном мире Ольга Славникова и Алексей Сальников. Недавно я открыл для себя ещё одно «уральское» имя: Анна Матвеева. Её книга «Девять девяностых» случайно попалась мне на полке современной прозы в библиотеке Горловского. Я не смог пройти мимо и сразу «прилип» к ней, толком не зная почему. Это оказался сборник рассказов, первые же строки которого убедили меня в том, что я буду читать его с удовольствием и не ленясь. «Девяностые» есть в названии, конечно, не просто так. В рассказах нет общей канвы и общих героев, но всех их объединяет одно время, те самые «лихие». Которые были очень разными для первого поколения «свободненьких» (определение автора) людей. Одни жили в бараках с жестяными тазами на стенах, другие — в первых краснокирпичных особняках, третьи, в белых носках и спортивных штанах, быстро находили упокоение на кладбищенской «аллее героев». Путешествие из Свердловска в Екатеринбург было непростым для всех нас, где бы мы ни находились. Анна Матвеева пишет гармонично, от её прозы в голове остаются яркие картинки – можно забыть сюжет, но не эти дома, этих людей и эти характеры. Иногда кажется, что она сама не знает, что ей делать с тем или иным героем: он получился живым и выпуклым, но вот эпизод закончился, а следующего ожидаемого шага нет. Может быть, это недостаток, может быть осознанная писательская манера – я пока не знаю, но предполагаю узнать. Уже после, разыскивая информацию об авторе, я выяснил, что Анна Матвеева — финалист многих литературных премий (вот откуда у меня всплыло её имя), а «Девять девяностых» в 2015-м получила приз читательских симпатий в «Большой книге». Теперь у меня в очереди её «Перевал Дятлова». Найти бы время:)