В этом году три жителя Сергиево-Посадского округа вошли в число победителей главных литературных премий Подмосковья. Среди них Елена ЕСИНА, дипломант номинации «Зрелое перо» Московской областной литературной премии им. Роберта Рождественского. Чем не повод побеседовать с Еленой о поэзии, прозе и прочей жизни?

— Вы стали дипломантом литературной премии имени Роберта Рождественского. Как решили принять в ней участие и что для вас значит эта победа?

— Всё получилось спонтанно. Я работаю в Культурном центре «Елизавета Мамонтова», нам позвонили из библиотеки им. В. Розанова и спросили, нет ли у нас авторов. В этой премии участвуют стихотворные сборники, выпущенные за последние несколько лет авторами, постоянно проживающими в Московской области. Я подавала заявку не с целью победить, мне интересен сам процесс участия. Это возможность открыть для себя новые имена, расширить круг общения. Дипломы — не самоцель. Но надо признать, это было неожиданно и приятно.

— «Ключи от апреля» — ваш единственный стихотворный сборник?

— Да, книга вышла в свет в 2022 году, в ней собраны произведения, начиная с 2014-го. Сборник называется «Ключи от апреля», поскольку произведения в нём в основном на весеннюю тематику. Речь не о времени года, а о весне как неком состоянии души. Книга была выпущена, потому что этого очень хотела моя мама. В основном я публикую свои работы в интернете, а ей очень хотелось подержать плоды моих трудов в руках. Произведения подобраны так, что по мере чтения сборника мы движемся от упаднического настроения к позитиву. Я режиссёр массовых мероприятий и по образованию, и по роду деятельности, поэтому мне легче апеллировать такими понятиями, как «арка героя вверх» и «арка героя вниз». Герой либо находится в выгодной позиции, но происходит душевный надлом, и он вынужденно преодолевает испытание; либо, наоборот, герою в невыгодной позиции приходится преодолевать трудности и меняться. В моём сборнике арка героя построена вверх.

— У вас ведь есть и проза?

— Да, издан роман «Восемнадцать ступенек». Я люблю слушать людей, и эту историю мне рассказал один человек, и я стала размышлять о том, что может произойти с героем, если он остаётся наедине с творчеством, откажется от семьи, будет избегать жизни в социуме. Эта книга о художнице, у которой не очень удачно сложилась жизнь, и она стала искать спасение в творчестве, будучи при этом дилетантом. Со временем главная героиня понимает, что она талантлива, но не гениальна, а творческим людям очень тяжело себе в этом признаваться. Есть наброски четырёх глав нового романа, который абсолютно не похож на уже изданный, он ближе к фэнтези. А ещё планирую дописать сборник сказок, сейчас он существует в отрывках, которые нужно собрать воедино. — Вы скорее поэт или писатель? — Стихи писать проще. Проза, к сожалению, требует много времени, а лирика зачастую рождается в телефонных заметках по пути на работу. Поэзия — это такая интересная категория, возможность говорить о простых вещах сложно, а о сложных понятиях просто. Я считаю, что писать стихи может любой человек. Но для того, чтобы ярче выражать свои мысли, нужно как можно больше читать. Любой писатель рождается из читателя. Это важно для обогащения эмоционального багажа.

— Какую литературу предпочитаете?

— Если брать прозу, то Булгакова, Ремарка. Люблю хорошую фантастику. Например, антологию американской фантастики 60- 70 годов — Рэя Брэдбери, Урсулу Ле Гуин. Из современных авторов — романы Сергея и Марии Дьяченко. Каждое их произведение уникально, потому что каждый раз они создают совершенно неповторимый, полностью герметичный мир. Если говорить о поэзии, это Цветаева, Есенин и Бродский.

— Помните свои первые шаги в творчестве?

— Писать я начала лет в двенадцать, до этого были какие-то попытки рифмовать и переделывать песни на уроках музыки. А потом мне в руки попала книга Юрия Тынянова «Пушкин», и меня впечатлило не только жизнеописание юного поэта, но и мысль автора о том, что писать стихи может каждый. Стало интересно, я решила попробовать и до сих пор не могу остановиться. Первые произведения были, как у всех — о любви, о природе.

— А сейчас о чём пишете?

— Я своё творчество характеризую как городскую лирику. Сейчас я увлечена поиском новых форм. Например, были попытки отойти от привычных стихотворных размеров, то есть от ямба и хорея к верлибрам и белым стихам. А вообще я считаю, что в поэзии и в прозе есть всего один критерий — она либо цепляет, либо нет. Можно создать идеальную форму, выбрать правильные неизбитые рифмы, но при этом читатель будет чувствовать, что чего-то не хватает.

— Ваша лирика — это эмоции и мироощущение или вы обдумываете сюжет, ищете героев?

— Чаще всего мои работы несут в себе эмоции. Лирическую героиню можно соотнести со мной, но это, скорее всего, не я в чистом виде, а очень трогательная, нежная, ранимая часть меня. Событийные стихи у меня есть, но их крайне мало. Я не раз посвящала стихотворения авторам и литературным произведениям. Например, я нежно люблю Булгакова, и у меня есть стихотворение, написанное от лица Шарикова. Мне было безумно жаль собаку, и в работе отразилось детское восприятие.

— Как поэзия вписывается в обычную жизнь?

— Отлично, потому что я не отделяю поэзию от прочей жизни. Одно гармонично вплетается в другое. У меня работа, семья. Дочке тринадцать лет, она мне и в работе иногда помогает, и в творчестве первый критик. Из серии: «Мама, это ерунда, зачем ты это пишешь?» Юношеский максимализм, которому я верю.

Познакомиться с творчеством Елены Есиной можно в группе в ВК https://vk.com/lena_esina

Беседовала Елена БАДАЛЯН

***

Звёздный полог небрежно вышит,
Словно скобками — парафраз…
Тьма лавиною сходит с крыши,
Льётся свет из бессонных глаз.

Закрутилась суровой нитью
Путь-дороженька — не порвать.
Штиль — ни шепота, ни событий.
Безымянная благодать.

Щедр на оттепель куцый месяц.
Отовсюду звенит капель —
Самой дивной из околесиц,
Песней, той, что когда-то пел.


Вздрогнет полночь, сугробы ахнут,
И просядут, и поплывут.
Неизбежно весною пахнет
На исходе пустых минут.

Между небом и спящим людом
Кто-то добрый взмахнёт крылом…
Некто глупый всё верит в чудо,
И от веры ему тепло.

***

Ты скажешь: «Мы те же!»,
Но песни всё тише.
Умерь свою нежность.
Никто не услышит.

Под самые тучи
Взлетают качели.
Как мысли летучи
Обрывки апреля.

В зеркальных сюжетах
И в строчках без смысла
Никчёмное лето.
Постылые числа... 

***

Чёрное небо порвёт гроза.
Кутаю плечи шалью.
Спущены нервы на тормоза,
Молнии по спирали

Ширятся, целя в промокших двор,
Виснут на серых ветках.
Кто-то опять начинает спор
В кухне на табуретках.

От болтовни расцвела мигрень
Где-то за правым глазом.
Гаснет бенгальским салютом день,
Летней грозой размазан.

В буйстве погоды, в потоках слов
Сказанных без печали
Жду откровения и волхвов,
Грея тоску под шалью.