Многообразная, лёгкая, непредсказуемая — это всё о ней, об акварели. Краска на водной основе, которая знакома нам всем по самому первому опыту рисования в детстве, не так проста, как кажется. На самом деле путь к профессиональной акварели очень долгий, говорят настоящие мастера этого дела.  О технике и материале мы поговорили с директором художественной школы «Акварель», художницей Татьяной МЕДВЕДЕВОЙ.

— Говорят, что у каждого материала есть свои особые свойства и характеристики. Например, масло — более плотное, придаёт произведению определённое настроение. Можно ли так сказать об акварели?

— Если выразить ассоциации в нескольких словах, акварель — это, прежде всего, лёгкость, динамика движения, стратегия. И, конечно, доверие самому материалу, искренность, надежда на успех, красота.

— Есть ли какие-то нюансы при работе с материалом?

— У акварели существует очень много техник и приёмов. Можно писать как угодно: и без наброска, и с наброском, делать длительное построение и рисовать по-сухому или по-мокрому. Это потрясающая техника, которую обязательно нужно попробовать изучить и работать в ней. Акварелью можно писать абсолютно всё. Мы когда вместе со школой ездим на пленэры, обязательно берём с собой акварель. На наш взгляд, это техника эпизода. Поскольку на пленэре не очень много времени, и несколько дней работать над одним и тем же сюжетом не получается, мы делаем акварельные наброски на небольших форматах А4 или А3. После их можно переработать в любую технику: пастель, масло. Акварель очень любит соседство с другими материалами: её можно использовать с цветными карандашами, фломастерами и так далее.

— Какие жанры получаются в этой технике лучше всего?

— Так как я люблю пленэры, то, конечно, считаю, что пейзажи. В пейзажах можно положить красоту этого мира, один миг жизни на лист, и увезти его с собой. Море, лес, горы, цветы, калитки, сарайчики — всё, что видим вокруг.

— Можно ли научиться этой технике и как быстро?

— Научиться можно всему, но акварели должен учить профессиональный педагог. Главная трудность состоит в том, чтобы «не засушить» работу, не убить её, поэтому какое-то время здесь понадобится наставник. Здесь используется не только текучесть воды. Для того чтобы построить цвет, необходимо знать законы цветоведения, чтобы закомпоновать лист, необходимо знать законы композиции. В акварели важна стратегия, нужно просчитать шаг за шагом. Это техника, при которой нельзя отменить действие, которое ты уже сделал. Бывает так, что начинаешь работать и думаешь, как картина будет выглядеть, а эта барышня ведёт себя совершенно на своё усмотрение. Она непредсказуема, она в своём характере, и если ты хочешь с ней подружиться, конечно, нужно доверие. Например, течёт капля. Думаешь, пусть так и будет. Примерно на этом и основана вся работа. Но всё равно нужно иметь хорошую базу по цвету, композиции и технике.

— В вашей школе учите только работе с акварелью?

— В живописи мы учим акварели, маслу, гуаши. В графике — масляной пастели, сухой пастели. Дети работают также фломастерами и цветными карандашами. У нас есть скульптура, бумагопластика, дизайн. Готовим в вузы, колледжи, везде. Занятия проходят в разных частях города: на улице Кооперативной и в ТЦ Бородино на Угличе. Записаться можно по телефону 8(916)614-07-35, мы есть во всех социальных сетях.

Беседовала Светлана ГИРЛИНА

Фото предоставлены Татьяной МЕДВЕДЕВОЙ