В столярной мастерской Лавры шумно, много стружки и пахнет свежей древесиной. Здесь, в отдалении от города, располагаются несколько цехов, и в какой ни зайдёшь — везде кипит работа: кто-то красит, кто-то шлифует или пилит, гудят станки. Искусные резные и инкрустированные сусальным золотом изделия, иконы и церковная мебель далее отправятся в Лавру и другие монастыри нашей страны, а шкафы и столы вскоре попадут к своим заказчикам. Экскурсию по мастерской для нас сегодня проводит бригадир столярного производства Андрей КЛИМАЧЁВ.

Дерево всему голова

Начинаем с цеха заготовки — здесь хранятся доски, которые привозят после сушки с пилорамы. В мастерской работают со всеми древесными породами: в основном это сосна, дуб, берёза, бук.

Тут же дерево и обрабатывают. Сначала доску распускают на бруски, фугуют, строгают и фрезеруют на необходимые заготовки.

«Заготовки разные, в зависимости от того, для какого изделия они будут предназначаться. Для каких-то задач необходимо делать мебельные щиты. Мы не работаем с сращённым материалом, у нас всё цельноламельное — то есть брус идёт целиковый, это большой плюс. Клей также используем специальный, хорошего качества и соответствующий всем современным стандартам безопасности», — рассказывает Андрей.

Никакого химического запаха, к слову, на производстве и правда нет, чувствуется только ненавязчивый аромат свежей древесины. Рабочие говорят, что к нему довольно быстро привыкаешь и через какое-то время перестаёшь ощущать вовсе. После того как мастера заготовили брус и склеили мебельные щиты, их передают в следующий цех.

В столярной мастерской также занимаются реставрацией старинной деревянной мебели и архитектурных памятников

От скворечника до шкафа

«В нашей мастерской мы изготавливаем церковную мебель и различные изделия для Лавры — киоты, резные иконы, иконостасы. Также выполняем частные коммерческие заказы. Как таковой направленности работы у нас нет: делаем и рамы для зеркал, и кровати, стулья, лавки, лестницы. Всё, что угодно и из любой породы дерева: от скворечника из берёзы до добротного дубового шкафа. Если нужно что-то нестандартное и необычное — это к нам», — продолжает экскурсию бригадир.

 

Цена на изделие ручной работы из натурального дерева под заказ выше, чем в обычных мебельных магазинах. Но и качество соответствующее. Однако в мастерской умеют работать и с другими материалами, например, МДФ: делают комоды, столы — всё, о чём попросит заказчик.

«В сборочном цеху, куда заготовки попадают потом, работают столяры-краснодеревщики. Готовую мебель или другие деревянные изделия красим в малярном цеху. Здесь установлено специальное оборудование, которое помогает очищать воздух от краски, чтобы нашим сотрудникам было комфортнее работать. В основном используем немецкую и итальянскую краску», — перечисляет Андрей Климачёв.

Резные иконы и кресты

Для изготовления храмовой мебели и утвари требуются наиболее искусные манипуляции. Здесь и причудливая резьба любой сложности, и покрытие сусальным золотом некоторых частей киотов и иконостасов.

«Резьбу по дереву мы делаем с использованием фрезерных станков с числовым программным управлением. Всего на производстве их шесть, и можно выполнить практически любую операцию и вырезать любое изделие. Сейчас видите, как на станке вырезаются кресты. Здесь много мелких деталей: лик, руки, но всё это станок делает очень качественно и точно. На один такой крестик уходит около двух с половиной часов. В основном используем бук: эта порода дерева лучше всего поддаётся обработке и узор получается чище. Если мы возьмём сосну, то шлифовать её будет сложно — структура ворсистая, можно сошлифовать какие-то детали», — объясняет бригадир.

Мастера также изготавливают деревянные евроокна повышенной утеплённости, которые затем устанавливают в Лавре или других монастырях

У каждого материала своя прочность и плотность, а ещё разная текстура. Например, изделия из берёзы получаются ровные, похожие на ДСП. А вот у дуба хорошо выражены годичные кольца, что только украшает изделие. Несмотря на современное оборудование, станки не заменяют опытных рук столяров-краснодеревщиков: после механической обработки они шлифуют, подрезают и дорабатывают каждое изделие индивидуально.

«Сейчас очень большая проблема найти хороших мастеров. Раньше мы брали практикантов, обучали их — вырастали хорошие помощники. И сейчас нам тоже требуются сотрудники. Если есть опыт и желание трудиться, мы с радостью примем в свой коллектив», — резюмировал наш экскурсовод Андрей. Ну а мы отправляемся в следующую лаврскую мастерскую, о которой расскажем в следующем номере.

Светлана ГИРЛИНА

Фото: Светлана ВОЛОДИНА