20 ноября в России отмечали сравнительно новый профессиональный праздник — День работников транспорта, объединяющий всех, кто перевозит людей и грузы по воздуху, воде, автомобильным и железным дорогам. Дата привязана к историческому событию: в 1809 году указом императора Александра I было учреждено Управление водных и сухопутных коммуникаций. Это событие ознаменовало переход к формированию единой транспортной системы на государственном уровне. А появление в 1860-х годах железнодорожного транспорта совершило настоящую революцию, сократив время на передвижение внутри страны в 3-4 раза.

Станция Сергиев Посад стоит на одной из первых железных дорог, построенных в Российской империи. Сейчас это современный крупный транспортный узел, через который пассажирские и грузовые поезда идут в Москву, Вологду и Ярославль.

«У нас останавливаются 56 пар (то есть следующих туда-обратно. — Ред.) электропоездов в сутки, которые идут в столицу и обратно. Почти половина из них имеет конечную остановку в Сергиевом Посаде, часть следует дальше транзитом в Александров, но также останавливается здесь. Помимо этого, станция Сергиев Посад — это единственная станция в Московской области, где останавливаются пассажирские поезда дальнего следования», — рассказывает начальник железнодорожной станции Сергиев Посад Виталий ШАРОМОВ.

Помимо пассажирских перевозок, которые обычно на виду, важную часть работы железнодорожников занимает организация движения грузового транспорта. Именно товарные поезда зачастую обеспечивают регионы продовольствием, нефтепродуктами и строительными материалами, и их роль только растёт: с марта 2022 года РЖД отмечает рост грузовых перевозок по железнодорожным маршрутам.

«Грузопоток в принципе вышел уже на допандемийный, докризисный уровень, и мы это видим. План по отношению к прошлому году перевыполняется в два раза. Если в среднесуточном смысле выгрузка в прошлом году порядка 15-16 вагонов, то в этом году уже в два раза больше», —комментирует начальник станции.

Координирует все эти транспортные потоки дежурный по станции. Его работа сродни деятельности авиадиспетчера — на огромном выносном табло отражены все пути и стрелки. С помощью кнопок на пульте он открывает и закрывает проезд для поездов, направляет машинистов на свободные ветки. В этой работе дежурному помогает оператор по парку.

«В мои обязанности входит передавать соседним станциям поезда, подсказывать дежурным по станции, открывать сигналы. Веду много документации, работаю в информационных системах, общаюсь с поездным диспетчером», — объясняет оператор Юлия МАМОНА.

После учёбы в колледже она проходила здесь двухлетнюю практику, а потом ей как перспективному молодому специалисту предложили работу. Сейчас девушка планирует получить высшее образование и стать дежурным по станции. Ответственная должность её не пугает.

«Наоборот, — так даже интереснее», — считает Юлия. Но не все процессы на железной дороге удаётся перевести на автоматику. Наиболее сложная и опасная работа на станции — составитель поездов, который собирает вагоны в составы и с помощью рации помогает машинисту поезда маневрировать. Профессия востребованная, но работать в ней могут только физически сильные и выносливые люди.

Составителя поездов Никиту ПРОСКУРИНА работать на станцию позвал старший брат, который тоже трудится в этой профессии. «Да, тут своя романтика: в любую погоду, в любое время суток выполняем свои обязанности. Сложно, но терпимо. Ну а кто, если не мы? — говорит он. — Стараемся всё делать вовремя. У нас очень редко бывает что-то не по плану. Всегда: как запланировали, так отработали».

После того как товарный поезд составлен, его инспектирует приёмосдатчик груза и багажа. Сейчас этот сотрудник на станции багажом не занимается, но название сохранилось. Работы у приёмосдатчика грузов тоже хватает — они поддерживают связь с отправителями и получателями грузов, владельцами вагонов, оформляют документы.

«Когда вагоны приходят, основная задача приёмосдатчика — проверить, что груз пришёл исправный, что к нему не было доступа. Как только я это проверяю, уведомляю грузополучателей и подаю вагоны под выгрузку. Оформляю их в специальных информационных системах, которые есть у нас на станции, — говорит о своей работе приёмосдатчик груза и багажа железнодорожной станции Сергиев Посад Марина ИВАНОВА. — Мы последние, кто осматривает вагон перед тем, как он уходит на главный путь. Я отвечаю за безопасность и не выпущу вагон, если он неправильно погружен, недогружен, не закрыт, есть доступ к грузу. Моя основная задача — убедиться, что он не угрожает безопасности движения, чтобы мимо идущий грузовой поезд не нанёс ущерба жизни и здоровью людей, стоящих на платформе».

Только убедившись в безопасности вагонов, приёмосдатчик через информационные системы передаёт, что поезд готов к отправлению. Марина Иванова трудится на станции уже 22 года и по-прежнему любит свою профессию: считает её интересной и многогранной и особенно ценит дружный коллектив.

«Вообще я по образованию учитель, но так случилось, что попала на станцию и ни разу не пожалела, — признаётся она. — Очень много выучила достойных приёмосдатчиков, они работают сейчас. Поэтому и профессия учителя мне пригодилась».

Сегодня на станции, как и на большинстве транспортных объектов, ведётся работа по усилению мер безопасности. Но, по мнению Виталия Шаромова, для пассажиров это не создаст никаких неудобств — всё будет работать в привычном режиме, электрички будут приходить в соответствии с расписанием, разве что увеличится численность полиции.

Решение вопроса скопления автотранспорта в районе вокзала тоже рассматривают как вопрос безопасности пассажиров. В соответствии с концепцией развития города рано или поздно идея строительства транспортно-пересадочного узла, который должен разгрузить историческую часть города, будет реализована. Пока же рассматриваются и другие варианты, которые помогут снизить автомобильный трафик возле вокзала и сократить дорожные пробки.

«С администрацией города прорабатываем перехватывающую парковку. Она сейчас стихийного характера», — осторожно озвучивает планы начальник станции. По оценке Виталия Шаромова, помимо роста железнодорожных перевозок, со временем может увеличиться и пассажиропоток. В частности, из-за строительства ветки наземного метро МЦД 5, которое планируют дотянуть до Пушкина. К счастью, резерв для увеличения пропускных возможностей на станции есть.

Железнодорожный транспорт в России существует уже более полутора веков, но и в будущем маловероятно, что от него откажутся, ведь это недорогой способ пересекать большие расстояния, и что немаловажно — поезда очень редко опаздывают.

Татьяна МЕЛЬНИКОВА

Фото: Дамир ШАВАЛЕЕВ