В печатной мастерской Лавры умеют наносить красочные изображения практически на любые материалы: на доску, плитку, стекло, керамику, холсты, магнитный винил. Для магазина при монастыре здесь создают сувениры — магниты и коллажи, а также украшают предметы декора, сделанные местными керамистами. Но, главное, именно в этой мастерской изготавливают иконы, которые паломники со всего мира везут в свои города и дома. Работают, в том числе, и над индивидуальными заказами.

Подготовка изображения

Печатная мастерская находится в процессе переезда, который начался несколько месяцев назад — сейчас сотрудники постепенно приспосабливают новое помещение к работе и настраивают оборудование. Обычно с утра до вечера здесь кипит работа, но в момент нашего прибытия довольно тихо, и у мастера-печатника Александра Веретенникова есть немного свободного времени, чтобы провести для нас экскурсию.

С чего же начинается работа над созданием печатной иконы? С подбора образа, который будет перенесён на доску. «Изображения в электронном виде чаще всего берём у фотографов, которые специализируются именно на качественной пересъёмке написанных мастером-иконописцем образов. Это дело серьёзное, в нём много нюансов — не каждый справится, поэтому мы обращаемся к профессионалам. Чаще всего печатаем иконы, которые есть в Лавре. Но бывает и так, что заказчики сами привозят те, которые хотят иметь у себя», — рассказывает Александр Юрьевич.

После того как утверждается вид будущей иконы, печатники обрабатывают фотографию на компьютере, например корректируют насыщенность и яркость цвета в соответствии с особенностями печатных станков. Сегодня их здесь установлено два, а печать производится ультрафиолетовыми чернилами, которые затвердевают при попадании на них лучей солнечного или искусственного ультрафиолетового света. Использовать их можно на досках, керамике, стекле и металлических поверхностях.

Если при печати на станке будущая икона получилась не совсем такой, как её ожидали увидеть мастера, то печатники могут наложить фон заново и перепечатать

Древесные заготовки

Доска под печать иконы готовится отдельно. Мастерская покупает древесноволокнистые шпонированные плиты, затем обращается к столярам — они нарезают их под требуемые размеры. Потом одну сторону получившейся заготовки с помощью термовакуумного пресса покрывают тонким пластиком белого цвета: так получается фон. «Уже подготовленную доску кладём на печатный стол станка и по шаблону сначала ещё раз наносим белый цвет, а затем изображение. Процесс печати — самый быстрый, занимает примерно двадцать минут», — описывает последовательность действий мастер.

После этого икону лакируют и при необходимости вставляют в киот. Последний этап создания печатного образа — освящение. Для этого в мастерскую приходят священнослужители Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Затем — нанесение логотипа, упаковка и отправка заказчику. В среднем изготовление иконы занимает один день, если уже нарезанные и проклеенные пластиком заготовки есть в наличии.

Фотошопом при обработке изображения в мастерской не пользуются, максимум — корректируют цветопередачу. Однако бывает так, что при пересъёмке новонаписанной иконы на неё попала пылинка, ниточка или, например, есть небольшая царапина. В этом случае «дефект» можно исправить. Кроме того, заказчики порой заказывают иконы не в оригинальных пропорциях, а чуть меньше или, наоборот, чуть больше. Тогда печатники могут увеличить фон


Плитки, магниты, холсты

Помимо икон, в этой мастерской печатают магниты, картины, наносят изображения на декоративные тарелочки и сувенирные чашки. У сюжетов в основном религиозная тематика: виды монастыря, известные картины художников, лики святых. Все сувенирные изделия можно приобрести в магазинах Лавры.

«Магнит — самое простое изделие. Чтобы его сделать, мы берём магнитный винил, белый с одной стороны, отрезаем необходимый кусок по размеру будущего изделия и печатаем на нём изображение по той же ультрафиолетовой технологии, что и иконы. А вот при печати на плитке используем метод сублимации: сначала печатаем изображение на бумаге, затем накладываем на плитку и прижимаем термопрессом. Цвета при этом получаются более яркими и насыщенными», — говорит Александр Юрьевич.

Из плиток дизайнеры могут составить красивую и органично смотрящуюся композицию-коллаж. Изучать всё, что находится в печатной мастерской, можно долго: каждое изделие привлекает внимание своей яркостью и самобытностью. Но мы не мешаем печатникам творить и отправляемся дальше. О том, в какой мастерской мы побываем, читайте в следующем номере нашей газеты.

 

Светлана ГИРЛИНА

Фото: Светлана ВОЛОДИНА

КОММЕНТАРИЙ

Отец Виталий (Рожицкий), руководитель мастерских Лавры

— Очень большой спрос на иконы преподобного Сергия Радонежского: все приезжают в Лавру поклониться мощам, получить помощь и утешение. Конечно, паломникам хочется привезти с собой образ святого. Качество нашей печати очень хорошее, благодаря знаниям и умениям наших мастеров-печатников всё получается. Наши сотрудники пробуют печатать разные иконы. Смотрим, какие людям больше нравятся, такие варианты оставляем. Например, кому-то привычен один лик Преподобного, кому-то другой. Также работаем с индивидуальными заказами: узнать подробности можно по телефону Единого стола заказов мастерских Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: +7 (915) 041-18-95.