Симбиоз традиционного гончарного ремесла с новейшими 3D-технологиями — по такому принципу сегодня работают в керамической мастерской Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Здесь производят брендированную сувенирную продукцию, предметы декора, посуду. В этом году мастера занялись возрождением производства изразцов для облицовки каминов и печей.

3D-изразцы

Десятилетие назад изначальная технология производства изразцов была, к сожалению, утрачена. Как рассказывает руководитель керамической мастерской Алексей БАЛАЕВ, прежние мастера всё делали вручную: модельщик вытачивал форму на станке и размножал её — дело это было трудоёмким и занимало много времени. Сегодня возрождать традиционное мастерство в Лавре решили с использованием современных технологий.

«Сначала мы прорабатываем вид изразца с дизайнером и создаём проект и визуализацию, затем согласовываем нюансы с заказчиком. Модели делаем на 3D-принтере: печатаем шаблон, по которому модельщик отливает гипсовые формы. Получается быстрее. На работе с принтером автоматизация процесса заканчивается, далее все действия проходят вручную», — объясняет Алексей.

После 3D-печати мастера заливают в полученные гипсовые формы литейную массу — глину с различными усадками и присадками. Это делается для того, чтобы изразцы высыхали равномерно и были более крепкими. Далее — нанесение орнамента при необходимости, сушка, утильный обжиг, глазурование и ещё один, финальный, обжиг. В среднем процесс изготовления изделия для декора длится около месяца.

Кстати, попробовать свои силы в гончарном ремесле можно на мастер-классах по ремёслам при лаврских мастерских. Там же есть занятия по росписи керамических игрушек, деревянных свистулек, машинок, ложек и брошек. Можно научиться изготавливать свечи из натурального воска, делать тряпичные куклы и мозаики из ткани. Есть мастер-классы и по витражному делу и вышивке бисером и лентами. Все занятия проводят сотрудники многочисленных лаврских мастерских

«В чём преимущество керамических изразцов помимо декора? Они становятся единым целым с самим телом печи. Если облицовывать камин обычной плиткой, из-за нагрева, со временем, она скорее всего отвалится. У изразца объёмная, полая форма, которая имеет стенки, поэтому получается хорошая сцепка. Теплоотдача тоже хорошая: изразцы долго держат температуру», — перечисляет руководитель мастерской.

Несмотря на, казалось бы, упрощение процесса производства, сама продукция остаётся недешёвой: один изразец обойдётся порядка двух с половиной тысяч рублей — изделие остаётся крафтовым.

20 человек работают в керамической мастерской Лавры

В гостях у гончаров

«У нас есть ходовые товары: крынки, горшочки и другие. Мы даём гончару задание — сделать опредёленный предмет, и он может творить на свободную тему. В литейном цеху стиль и вид изделия определяют дизайнеры», — рассказывает Алексей Балаев.

В гончарном цеху посуду и декор делают вручную, что называется, «от и до». В одной части помещения трудятся набивщики: сначала они раскатывают глину и создают на ней орнаменты при помощи различных приспособлений, например, скалок, шпателей, скребков. Затем — укладывают её в формы. Таким методом делаются тарелки и, например, маслёнки.

А вот кувшины и крынки гончары делают уже на специальном круге. Для нас ремесленник Александр, работающий сегодня на смене, показал небольшой мастер-класс: «Сначала я отцентровываю и проминаю комок глины по направлениям вверх и вниз, чтобы из материала ушёл лишний воздух. В основном использую силу рук и корпуса, мне так удобнее и проще. Затем поднимаю стенки вверх, выстраиваю цилиндр и придаю форму. Готово. Потом изделие немного подсыхает, мы его оттачиваем, делаем углубление на дне и ставим клеймо», — наглядно показывает Александр.

В мастерской несколько цехов: литейный, гончарный, цех обжига, а также ряд других помещений, где производится сушка и глазурование продукции

За два месяца, говорит гончар, можно научиться делать на продажу небольшую жюльенницу, через год — освоить создание кувшинов. Ну а чтобы успешно работать на производстве, требуется примерно два года постоянной практики.

Сегодня в мастерских работают в основном с красной глиной: поставки белой были из Донбасса, и с февраля логистика стала затруднительна. В цехах Лавры ещё остались небольшие запасы, также сейчас идут активные разработки залежей из регионов страны. Но, говорят специалисты, качество немного ниже, чем у привычной им.

При этом разнообразие изделий керамической мастерской не перестаёт удивлять: искусные декоративные тарелочки, фигурки, чашки, изразцы — ассортимент довольно большой.

«Часто спрашивают: гончарное дело — это искусство или мастерство? Говорю так: ручной труд невозможно повторить. Ремесленник вкладывает в своё изделие душу, своё настроение и опыт. Каждая позиция получается индивидуальной. Это ли не искусство?» — завершает экскурсию руководитель мастерской Алексей Балаев.




Светлана ГИРЛИНА

Фото: Светлана ВОЛОДИНА

На всей продукции керамической мастерской ставится клеймо «Сделано вручную» и обновлённый к 600-летию обретения мощей преподобного Сергия логотип Лавры