Кусочки звёздного неба в серёжках, морской берег в оправе кольца — какие только чудеса не рождаются на свет с помощью техники горячей эмали. Многие сергиевопосадские модницы уже знакомы с ней благодаря мастеру-эмальеру Марии ВЕТЛИНОЙ. Девушка превратила создание украшений в дело своей жизни и охотно делится премудростями ремесла со всеми, кто готов прикоснуться к прекрасному.

Творческое наследство

С Марией Ветлиной и её мамой Ольгой Фёдоровной мы встречаемся в светлой просторной мастерской их семьи в Семхозе. Целая династия мастеров и художников приложила руку к этому необыкновенному пространству. В центре — огромный деревянный стол, а вокруг керамика, живопись, резьба, эмаль. Глаза разбегаются!

«Нашей мастерской очень много лет, — рассказывает Ольга Фёдоровна, художник по образованию и педагог по призванию. — Сначала работа шла в доме, но однажды возникла идея сделать пристройку к гаражу, и мы переселились сюда. Мастерская служит вторым дом и для нас с супругом, и для детей, которые пошли по нашим стопам. В первую очередь создание этого пространства — заслуга моего мужа Вадима Евгеньевича Ветлина. Он потрясающий художник, который проявил себя везде, — и в живописи, и в керамике, и в дереве. Есть здесь частичка творчества и от детей, конечно».

Детей у Ветлиных-старших трое: сын Миша и дочери Олеся и Маша. Все они, вдохновившись примером родителей, закончили Абрамцевский художественный колледж, отделение художественной обработки металла. После учёбы Олеся и Мария выбрали для себя творчество и педагогику. Михаил закончил художественно-промышленный университет имени C. Г. Строганова и стал дизайнером средств транспорта.

До Новой Зеландии

Бренду Марии Ветлиной уже четыре года, но увлеклась горячей эмалью девушка ещё в колледже. «На парах мы проходили много разных техник — гравировка, чеканка, финифть, чего там только не было. Мне больше всего понравилась горячая эмаль, потому что это невероятное количество цветов и огромное поле для экспериментов. У меня с юности был какой-то пунктик по поводу того, что сумка должна подходить под платье, а серьги под маникюр, например. С самого детства я делала себе украшения из разных материалов, и когда узнала о технике горячей эмали, то быстро поняла, как с её помощью создавать кольца и серьги».

Сначала Мария делала аксессуары для себя, и они быстро стали объектом внимания подруг. Они подкинули идею сначала делать украшения на продажу, а потом — проводить мастер-классы. Обе идеи зашли на ура, творчество Марии Ветлиной быстро нашло свою аудиторию. Сегодня многие посадские модницы носят её украшения. «Только в серёжках Маши и хожу, — с гордостью признаётся Ольга Фёдоровна. — Я её фанат! И все наши знакомые с тех пор, как Маша начала создавать украшения, перешли на VetlinaAr».

Бренд Марии известен за пределами округа, области и даже нашей страны. Самая дальняя географическая точка, в которой можно найти её украшения из горячей эмали, — Новая Зеландия

Приятным сюрпризом для мастера стало, когда она узнала, что в её украшениях на красную дорожку выходила певица Ева. А ещё изделия VetlinaArt можно встретить на самых разных фестивалях, например на «Расстоянии», «Сигнале» или «Бессоннице».

Техническая часть и элемент творчества

Эмаль — это стекловидная масса, окрашенная оксидами в самые разные цвета. К мастеру она приходит в виде цветного стеклянного куска или дроблённая в мелкую крошку. Крошка смешивается с водой и наносится на будущее украшение кистью.

Для создания изделия необходима заготовка — кольцо, серьги, браслет или кулон из медицинской стали, в которые будет вклеиваться уже покрытая эмалью медная пластина. Разная эмаль производит разный эффект: глухая будет похожа на полудрагоценный камень, прозрачная придаст украшению глубину, перегородчатая поможет сделать надпись или рисунок.

Из медной пластины вырезаем основу для будущего украшения нужного размера и формы. Сначала закладываем контрэмаль на обратную сторону основы и запекаем её несколько минут, чтобы эмалированная часть плотно сидела в украшении и не пострадала при падении или ударе. После начинается самая творческая часть. Цвета можно замешивать в каком угодно количестве и пропорциях. Оттенок украшения на выходе зависит от технической температуры плавления. Соблюдая её, делая выше или ниже, можно добиться разных тонов от одной и той же эмали.

«Не имеет никакого значения, сколько именно у меня баночек с цветом, потому что эта техника позволяет экспериментировать, — поясняет Маша. — Если мы будем менять температуру плавления или толщину эмали, будет меняться и тон. В одной баночке эмали могут быть десятки различных оттенков. Вообще я фанат чёрно-белого, это заметно и по логотипу, и по украшениям, которые я ношу. Но иногда бывает, что просыпаешься, например, после эмоциональной встряски, и хочется сделать что-то яркое, совместить несовместимые цвета. На мастер-классах часто выбирают монохромные цвета, любят белые оттенки. Ещё людям очень нравится сочетание цветов, из которого получается «звёздная ночь» или «океан» — бирюзовый с глубоким синим».

Лишнюю воду из ещё сырой эмали убираем с помощью кисточки и отправляем уже преобразившуюся медную основу в муфельную печку. Температура плавления горячей эмали в среднем варьируется от 700 ° до 1000 °С. Пара минут, и печку можно открывать. Прелесть этой техники ещё и в том, что на неудачное сочетание цветов можно положить новый слой эмали того же самого или совсем другого цвета, и никто не догадается, что украшение получилось не с первого раза. Остывшую медную пластину обезжириваем и вклеиваем в заготовку. Вуаля, ваше украшение готово!

Техника горячей эмали позволяет создавать по-настоящему уникальные украшения, ведь даже одна и та же эмаль при одной и той же температуре может дать разный эффект. Поэтому у каждого изделия своя собственная история.

«Украшения всегда дожидаются своих хозяев, — рассказывает Маша. — Иногда бывает, беру в руки залежавшееся на витрине кольцо и думаю: «Оно же такое красивое, почему его ещё не купили?» И буквально через пару часов ко мне приезжает гостья посмотреть украшения, берёт его в руки и говорит: «Да, это оно!» Люблю такие совпадения». Конечно, с помощью горячей эмали можно создавать не только украшения, но и всё, на что хватит фантазии.

«Я стремлюсь к тому, чтобы начать делать художественные декоративные панно, — делится мастер. — Мне очень нравится совмещение эмали с деревом. Очень люблю нашу мастерскую, потому что в ней сошлось всё — керамика, дерево и эмаль. Если соединить всё это воедино, обязательно получится что-то невероятное!»

Елена БАДАЛЯН

Фото: Дамир ШАВАЛЕЕВ и @vetlinaart