10 ноября в России отмечается День милиции, теперь — День сотрудника внутренних дел. Праздник в СССР был учреждён в 1962 году, так что в этом году торжества, можно сказать, юбилейные. В Сергиево-Посадском управлении полиции ещё работают сотрудники, кто побывал и в статусе милиционера. Заместитель начальника полиции УМВД Сергиево-Посадского округа Игорь ТРОФИМЕНКО работает в органах уже почти 30 лет. Карьеру начал в 1993 году в саратовской милиции, а в 2012 году после окончания Академии управления МВД, прибыл на работу к начальнику УМВД Сергиево-Посадского района Алексею ДОЛГОВУ.

— Сильно изменилась полиция со времён милиции?

— Разница большая, состав сотрудников стал намного моложе. Когда в 1993 году начинал работу в отделе милиции Саратовской области, где трудилось 120 сотрудников, к нам устраивалось всего по 2—3 человека, в составе в основном были старослужащие. Ко мне как к молодому сотруднику приставляли наставника, который говорил, что делать. А сейчас, если посмотреть, старослужащих почти нет, даже перенимать опыт у старшего поколения молодым почти не у кого.

— Как вы считаете, с чем это связано?

— В основном с низкой зарплатой. Сотрудник оперативного подразделения получает в среднем 50 тысяч рублей. Сами понимаете, если ипотека и жена с малышом дома сидит, на эти деньги сложно прожить. Плюс ненормированный рабочий день, следователи сидят тут все выходные и праздники. Не каждый такое выдержит.

— Какие подразделения вы сейчас контролируете?

— Подразделения дежурной части, оперативного управления и мобилизационной готовности гражданской обороны. Когда прихожу на работу, первое, что я смотрю по сводкам, что пришло в Дежурную часть. Первоначально весь криминал и не криминал стекается сюда.

— Как много обращений принимает Дежурная часть за сутки?

— В летний период в Дежурную часть Сергиева Посада, Пересвета, Краснозаводска и Хотькова поступает до 300 сообщений, а в зимний период около 200 сообщений. По преступлениям следственно-оперативная группа отрабатывает до пяти выездов в сутки. Характер преступлений разный, в основном, это кражи и мошенничества.

— Каких преступлений больше всего?

— Если раньше угоняли машины, то теперь массово захлестнуло мошенничество. Это — беда. Например, мошенники часто в соцсетях предлагают заработать лёгкие деньги, до 100 тысяч рублей, многие на это ведутся. Сегодня вот пригласили в Пересвет к бабушкам съездить в «Активное долголетие», потому что пенсионеры самые незащищённые. Привыкли, как в советские времена: дверь не закрываем, помогаем каждому, верим всем. В итоге мошенникам отдают свои «гробовые» деньги. Сами понимаете, что значит для пенсионера отдать последнее.

— За какое время полицейские должны отработать вызов?

— У нас есть регламент по выездам следственно-оперативной группы, если есть преступление. По городу — 20 минут, по округу — 40 минут. Бригада должна выехать незамедлительно. Когда поступает сообщение, мы смотрим, кто у нас находится в наряде, ближайшем к месту. Если происшествие связано с насильственными действиями, о времени речи не идёт, кто ближе, тот и выезжает. Дальше мы отслеживаем по срокам: если дело не возбуждено, то на проработку у нас есть от трёх до тридцати суток.

— В Дежурную часть порой тяжело дозвониться. Сколько человек отвечают на звонки?

— В Дежурной части три телефона, а также в округе есть единая служба 112, где на коммутаторе семь диспетчеров. Поэтому человек в любом случае дозвонится и расскажет о своей беде. Если требуются другие службы, то информация быстро поступает в необходимые структуры.

— Часто поступают ложные звонки? Например, подростки балуются, что в школе заложили бомбу?

— Пять лет назад таких звонков было больше, потому что хулиганов тяжело отследить. А сейчас, как правило, такие дела раскрываются очень быстро. Однажды был случай с киноколледжем. Брат решил подшутить над своей сестрой, которая там училась, и сообщил по телефону, что в учебное заведение проник человек с гранатой. Сигнал передали в Дежурную часть, к колледжу моментально съехались все службы — полиция, Росгвардия, пожарные, скорая помощь. Провели эвакуацию и начали осматривать с собакой кабинеты. Всё это время виновник происшествия стоял через дорогу и наблюдал, а потом позвонил в одно из СМИ и поделился, что он такое шоу сделал. Звонок отследили, парня нашли и судили. Теперь могут позвонить, наверное, только психически нездоровые.

— Кстати, как полиция воспринимает, когда звонят действительно психически нездоровые люди?

— Мы каждое сообщение воспринимаем серьёзно и отрабатываем полностью. Если вызов действительно ложный, виновный за него потом ответит. Если это психически нездоровый человек — направят в лечебное заведение.

— В вашу зону ответственности входят и мероприятия по профилактике безопасности. Вы регулярно проводите учения. Сейчас в мире сложная обстановка, люди серьёзней стали относиться к учениям?

— Мы регулярно выезжаем на различные предприятия. Люди уже привыкли, знают, что будет эвакуация, собаку пустят искать взрывное устройство. Все понимают, что нужно делать, и правильно реагируют. Главное, чтобы боязни не было, паники. Бывает, что при учениях у кого-то руки начинают дрожать, не могут на кнопку нажать, чтобы вызвать службу спасения. Вот такое надо отрабатывать.

— На одном из депутатских комитетов однажды обсуждалась работа, в том числе Дежурной части. У депутатов была претензия, что полицейские порой отвечают на звонки довольно хамски. Общение сотрудников с населением как-то корректируется?

— Все телефонные звонки, поступающие в Дежурную часть, записываются. Когда поступает сигнал, мы проводим проверку, если факт подтверждается, сотрудников наказывают. Вот буквально вчера у меня был приём граждан. Одна женщина пожаловалась, что трижды обращалась в полицию: первый раз, когда сосед залил её участок экскрементами, второй, когда ей спилили слишком тонкое дерево, и третий — опять из-за ссоры с соседом. Она заявила, что участковый не реагирует на её жалобы должным образом. Мы тут же подняли базу, выяснилось, что по первому факту дело направили в Роспотребнадзор, по дереву ущерб не причинён, отказной материал, конфликт с соседом тоже разобрали. Поговорил с ней полчаса, ушла довольная, что ей уделили внимание, даже поздравила с наступающим Днём полиции. Тут всё зависит от сотрудников, как они общаются. Даже сказать: «Доброе утро! Как у вас дела?» Это уже большое дело.

— Как будете отмечать профессиональный праздник?

— Скорее всего, на работе, чайку попьём с тортом. Ведь никто нас не освобождает от обязанностей, у кого-то суточное дежурство. Ну дома, конечно, тоже отметим. У нас династия полицейских: мой младший брат эксперт в полиции, а старший сын служит в угрозыске. Решил, что будет милиционером, ещё в 5 лет. Сколько я его ни отговаривал, чтобы он выбрал другую структуру, всё равно пошёл в наше ведомство.

Беседовала Оксана ПЕРЕВОЗНИКОВА

Фото: Дамир ШАВАЛЕЕВ