Всё это случилось на наших глазах, и достаточно быстро. Жил-был не самый известный посадскому зрителю художник из города Пушкино, и вот у него открылась одна выставка в местной галерее, потом другая, и глядишь — а он уже в числе любимых у горожан, и даже видные политики признаются, что стали его поклонниками. Пример Александра КОЛОТИЛОВА, а речь о нём, как будто и есть пример сути галерейной работы… Об этом мы спросили Марью ЯЖУК из галереи «АртБаzа» на открытии персональной — и, увы, посмертной — выставки мастера.

— Мы можем говорить о примере галерейной сути в лучшем её понимании, не правда ли?

— В какой-то мере да. В этом работа галерейщиков — показывать тех авторов, которых бы хотели увидеть люди. Тех, кто достоин показа. Александр Афанасьевич провёл у нас несколько выставок, и со своими учениками, и персональных. Он участвовал в наших выездных проектах, пленэрах, он был активный. Совместная работа галереи и художника даёт лучший результат, но если художник не имеет желания выставляться, а хочет только писать, то очень сложно его раскрутить. Нужно обоюдное желание.

— Галерея — это место, где можно увидеть что-то новое, смелое, за пределами выверенного музейного круга?

— Можно и так сказать. У нас как у частной организации больше свободы в распространении информации. Мы принимаем людей, которые просто боятся предлагать свои работы музею, а у нас тут они находят более неформальную атмосферу. Многие художники знакомятся в галерее, придумывают проекты или продолжают начатое. Через программу «Арт-дипломатия» многие выходили на международный уровень, представляли своё искусство в городах-побратимах.

— И ещё об одной составляющей галерейной работы — коммерческом успехе.

— Александр Афанасьевич был коммерчески успешен в Москве. В Центральном доме художника была галерея, где выставлялось много его работ. Были такие, кто покупал их в большом количестве. Наша галерея — больше творческая и некоммерческая, но многие всё равно спрашивают, где и как купить.

— Теперь имя Колотилова носят ваши ежегодные пленэры. Это тоже часть галерейной жизни?

— Да, мы проводим пленэры каждый год, приглашали иностранных авторов. Это то место, где ты можешь посмотреть, как пишет мастер, чьи работы ты видишь на стене галереи. Колотилов писал быстро, другие могли задуматься, затянуть, а Александру Афанасьевичу нужно два-три часа, и он сдаёт работу.

— А кто придумал слово «сараизм», которым он в шутку называл свои работы — с покосившимися домиками и прочим, от чего щемит душу?

— Не знаю! Это слово, мне кажется, уже давно ходит. Он принёс его нам, и, похоже, когда-то давным-давно оно использовалось как подколка, а потом он сам начал гордиться этим. Он всегда находил сараи и писал их так душевно, как никто другой.

Больше фото с выставки в галерее >>

Фото: Дамир ШАВАЛЕЕВ