В первые в Сергиевом Посаде показана коллекция глиняной игрушки в таком многообразии. Десятки фигурок, старинных и современных, из нескольких регионов России представляет Музей игрушек Александра Грекова.

На полках самых обычных стеллажей, в дальнем коридоре библиотеки им.А. Горловского — чтобы добраться до них, надо пройти через весь читальный зал до краевед-центра — стоят удивительные произведения мастеров.

На прошлой неделе выставку представила директор музея Тамара АТЮШЕВА: она рассказала, чем игрушка из одной области отличается от соседних, о том, как эти предметы пополняли коллекцию, и об историях их поисков.

КАРГОПОЛЬ, АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

Каргополь — древний центр гончарного производства, там делали не только посуду и игрушку, но и черепицу.

Неподалёку, в деревне Гринёво жил мастер Иван Дружинин, и он начал лепить игрушку из красной глины, потом белить и расписывать, не покрывая глазурью. Теперь это классика, которая есть только в музеях. В том же селе жила одинокая женщина Ульяна Ивановна Бабкина.

В 1960-х к ней, дожившей почти до 90 лет, стали заглядывать те самые физики, ставшие лириками, — туристы, которые путешествовали по русскому Северу, собирали иконы. Они стали увозить от неё и игрушки, тем самым рассказывая о промысле жителям крупных городов. Это единственный народный мастер глиняной игрушки, которому поставили памятник.

ХЛУДНЕВО, КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

Многие центры, где производилась глиняная игрушка, исчезли после Великой Отечественной войны, когда стали открываться многочисленные фабрики. В то же время по деревням какое-то время продолжали ездить старьёвщики. Они собирали тряпьё на переработку, а взамен давали свистульки, что всё ещё делали игрушечники, пытаясь конкурировать с фабриками. Сегодня в самом Хлудневе промысла уже не существует, но по образцу тех свистулек современные мастера выпускают свои игрушки.

«Что такое традиция? Делать как отец, как делал дед. Но традиция станет мёртвой, — говорит хранительница коллекции, — если только воспроизводить её, не привнося ничего нового»

ФИЛИМОНОВО, ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

Считается, что это производство зародилось с появлением монастыря в XVI веке. Глина там белая, это особенность филимоновской игрушки — в сыром состоянии она тёмно-синяя, а при обжиге светлеет. Сама глина жирная, при сушке появляются трещины, оттого у игрушки особенные вытянутые формы, которые получаются, когда мастерица выглаживает поверхность, убирая трещины.

АБАШЕВСКАЯ ИГРУШКА, СПАССКИЙ РАЙОН, ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Это суровая лепка, как будто сделанная мужской рукой. Так и есть, родоначальниками этого стиля стали мужчины, и современные женщины, которые сегодня занимаются абашевской игрушкой, всё равно наследуют эту традицию.

СТАРЫЙ ОСКОЛ, БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

С XVI века эти места заселяют казаки, и через век там уже стоит крепость, где развиваются ремёсла. Считается, что к середине XX века традиция заглохла, но по сей день на берегах реки до сих пор находят много битых игрушек, старинных осколков. Однако в городе всё ещё работают отдельные мастера. В обычной квартире живут две пожилые женщины, сёстры Ольга и Наталья Михайловны Гончаровы.

Несколько игрушек, купленных у них, представлены на выставке, и этими приобретениями можно гордиться. Но те игрушки, которые находят в земле, они другие. Сегодня по обломкам пытаются восстановить облик тех древних игрушек. Они выглядят так, словно это пришельцы, лицо фигурки делали налепленным слоем, по которому прорезали черты лица как маску. Искусствоведы долго не принимали этот стиль, но опубликовано много работ, которые подтверждают их право считаться преемниками тех самых древних образцов.

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА, КИРОВ

Слобода Дымково — часть города. Раньше туда отселяли всех, кто работал с огнём — в том числе и кузнецов — чтобы не устроить пожар в деревянном городе Хлынов, как раньше звался Киров.

Промысел связан с особым днём, который устраивают по весне, когда взрослые и дети выходили на высокий берег и свистели. Как считалось раньше, они делали это, чтобы изгнать злых духов, но на самом деле свист связан с трагической историей: однажды устюжане напали на хлыновцев, и те призвали соседей на помощь. Но упал туман, и пришедшие попали под обстрел тех, кто их позвал.

«Своя своих побиваша», написано в летописи. По весне справляли тризну — пиршество в память умерших, которое потом превратилось в праздник, а мастерицы делали к этому дню игрушки-свистульки. Сейчас Дымково вполне процветающий промысел.

Особенность этой игрушки в том, что мастера использовали красную глину, которая опускалась в чан с молоком и известью, расписывалась красками, растёртыми на яичном желтке, а сейчас гуашью. Ещё особенность, по которой можно отличить дымковскую игрушку: золотистые четырёхугольники. Это фольга из сплава, не драгоценная, но при определённом освещении придаёт игрушке особую игру.

Фото: Дамир ШАВАЛЕЕВ