Почему даже единую квитанцию нужно читать внимательно, как образуются двойные квитанции и вернутся ли излишне уплаченные средства? Разбираем ситуацию на реальных примерах.
Всё больше управляющих компаний в Сергиево-Посадском городском округе заключают договоры с МосОблЕИРЦ. С сентября единые квитанции приходят жителям домов, управляемых организациями «СП ЖЭК», «СТЭК», «Траст СП» и «НКС. Участок 1».
В расчётном центре признают, что поначалу у жителей возникают какие-то вопросы, которые обычно удаётся снять в первый же месяц при обращении в офис. Конечно, было бы лучше избежать таких спорных ситуаций вообще. Но, как показывает практика, жителям не всегда удаётся сориентироваться в тонкостях начислений, а в итоге они сталкиваются с неизвестно откуда взявшимися долгами. Для примера мы взяли две квитанции и обратились в МосОблЕИРЦ за разъяснениями.
Ситуация 1. Двойные счета за электроэнергию
Многие уже оценили удобство сервисов по онлайн-оплате за коммунальные услуги. Казалось бы, если платишь напрямую поставщику ресурса, то никаких задолженностей у тебя образоваться не должно. Но, к сожалению, с едиными квитанциями эта система не работает. Такая ситуация произошла с одним из клиентов МосОблЕИРЦ, который ранее платил за электричество напрямую на сайте энергосбытовой компании (что допустимо по договору). Но как только в квитанции от МосОблЕИРЦ появилась строка «электроэнергия», начислять за электричество ему начали сразу в двух местах. В личном кабинете «Мосэнергосбыта» при этом никаких долгов не отражалось, а долг в единой «платёжке» постепенно рос. Добиться каких-то разъяснений не удалось.
«Думал, они как-то там сами между собой договорятся, пересчитают, но этого не случилось, — рассказывает читатель газеты «Вперёд». – Теперь сайт «Мосэнергосбыта» унифицирован с расчётной организацией: с физлицами они вообще не общаются, просто отправляют в МосОблЕИРЦ. Сейчас я с сайта «Мосэнергосбыта» оплачиваю все свои платежи, там и единая квитанция высвечивается, и можно написать в поддержку. В офисе тогда были огромные очереди, и несколько раз было так: письмо через сайт отправил, через пару дней смотришь — а в «обратной связи» ничего нет, как будто ты и не писал вовсе. То есть твой запрос или жалоба просто исчезают. Естественно, и ответа тоже нет, и так несколько раз. Понял, что правды там не добьюсь, и просто постепенно выплатил эти семь тысяч, чтобы не тратить нервы. Получилось, что я заплатил эти деньги дважды — и «Мосэнегосбыту», и «МосОблЕИРЦ». Никакого перерасчёта на эту сумму в дальнейшем так и не увидел».
Эта ситуация произошла пару лет назад. После погашения мнимого долга никаких претензий от расчётного центра нашему собеседнику больше не выдвигалось. Сейчас его беспокоит другой вопрос: цифры в квитанции постоянно меняются то в большую, то в меньшую сторону словно в случайном порядке, без понятной потребителю логики. Мы попросили руководителя Сергиево-Посадского офиса МосОблЕИРЦ Наталью СЕМЁНОВУ объяснить, почему, даже оплачивая все счета, человек может оказаться должником.
«Ничего нельзя вычёркивать из единого платёжного документа, — прокомментировала она эту ситуацию. — Деньги, которые он оплатил по единому платёжному документу, распределяются пропорционально всем начислениям. И поэтому у него могла быть по свету переплата, а по другим услугам эти деньги распределяются как задолженность. Но сейчас эти переплаченные средства ему возвращаются. Вот видите здесь перерасчёты-доначисления, ему начислили 1147 рублей и уменьшили на 2475. К оплате у него 0 рублей и ещё осталась переплата».
Ситуация 2. Единая, но не одна
Этот случай произошёл совсем недавно. Женщина регулярно оплачивала счета по единой квитанции в полном объёме. Но однажды ей позвонили из «Мособлгаза» и спросили, почему она не платит за газ. Как оказалось, строки «газоснабжение» в едином платёжном документе не было (на что она не обращала внимание, квитанция-то единая), и в итоге перед поставщиком газа сформировался долг 1,5 тысячи рублей.
«У нас договор заключён с «Мособлгазом». Возможно, они не включили в договор этот дом и начисляют самостоятельно, выставляют квитанции. Они в конечном итоге всё равно придут к единому платёжному документу, но по отдельной квитанции «Мособлгаза» всё равно нужно платить, — комментирует Наталья Семёнова. — Два вопроса МосОблЕИРЦ Разбираем спорные случаи с квитанциями об оплате Отсутствие квитанции и отсутствие какой-то одной услуги в квитанции не является поводом её не оплачивать. У многих не было капремонта, Фонд капитального ремонта не всегда давал сведения, не все были включены в договор. Но всё равно обязанность по оплате капитального ремонта была с 2014 года. Люди не платили, хотя вполне себе могли оплачивать на сайте».
В расчётном центре рекомендуют в тех случаях, когда отсутствует какаято строка в квитанции, обращаться непосредственно к поставщику услуги
Сейчас в офисе МосОблЕИРЦ очередей практически нет, но Наталья Семёнова не исключает, что в скором времени они появятся — при переходе на единый платёжный документ определённый период адаптации практически неизбежен.
В следующем месяце единые квитанции начнут получать дома, которые управляются компаниями «Северянка» и «Евросибспецстрой». «Жители, которые получали отдельную квитанцию за отопление и горячее водоснабжение от «Газпром теплоэнерго», теперь тоже будут постепенно переходить на оплату по единому платёжному документу».
По словам Натальи Семёновой, переход на единый платёжный документ — это поручение губернатора Московской области. С инициативой заключить договор с МосОблЕИРЦ сейчас выступает и МУП «Водоканал», поскольку расчётный центр успешно работает с дебиторской задолженностью. Для жителей же главное преимущество открывается при оплате услуг на сайте расчётного центра в личном кабинете: это возможность сэкономить и получить кэшбек.
Татьяна МЕЛЬНИКОВА
Фото: архив редакции