Учитель русского языка и литературы Сергиево-Посадской гимназии № 5 Наталия БРЫЛОВА — потомственный педагог. Любовь к профессии ей привила мама Валентина Дмитриевна Пахомова, которая работала учителем начальных классов. Долго думать над будущей специальностью не пришлось, после школы сразу пошла в педагогический. Но в первый же год работы едва не сбежала из гимназии, налаживать контакт со старшеклассниками оказалось непросто. Зато теперь в её профессиональном багаже шесть стобалльников, победа в конкурсе лучших учителей Московской области и премия Министерства образования РФ за достижения в педагогической деятельности.
— Сколько лет вы уже работаете в школе?
— В педагогике я уже 28 лет, у меня три выпуска с 5 по 9 класс и три — старшей школы. После института сразу пришла работать в пятую гимназию. Это единственное моё место работы. Я потомственный педагог, моя мама Валентина Дмитриевна Пахомова — учитель начальных классов. Так что к этой специальности у меня всегда был интерес. С профессией определилась уже в старших классах. Как известно, интерес к учебному предмету возникает из интереса к личности учителя. Литературу у нас в школе преподавала Любовь Витальевна Широкова, которая, безусловно, повлияла на выбор моего жизненного пути. До сих пор помню многие уроки литературы, которые она проводила. Я окончила институт, пришла работать в школу, и вот тут возникли сомнения — оставаться или нет? Мне было всего 22 года, преподавала в старших классах, было довольно сложно наладить контакт с учениками, которые младше тебя всего на шесть лет.
— Любовные записки старшеклассники писали?
— Нет (смеётся), но зарабатывать авторитет было непросто. Возникла даже мысль — а не сменить ли профессию? Но остановило то, что в нашей гимназии работало огромное количество корифеев своего дела, равнялась на них. Было сложно, но интересно. Убеждена, что для начинающего педагога очень важно иметь перед глазами пример опытного наставника, увлечённого своей работой.
— Чтобы стать учителем русского языка, нужно обладать тотальной грамотностью или это нарабатываемый навык?
— Конечно, если ты выбираешь для себя такую жизненную стезю, то должен быть грамотным человеком. Но в целом этот навык можно и развить упорными тренировками, учёбой. К слову, в школе у меня по русскому языку была твёрдая «четвёрка», мне больше нравилась литература. Хотя эти предметы очень тесно связаны между собой.
— Когда дети вам пишут в соцсетях, вы поправляете ошибки?
— Иногда. Стараюсь к внеурочной лексике учеников относиться лояльно. Дети редко мне пишут, а если и делают это, то стараются следить за собой, не делать ошибок. Но и на мои правки никто не обижается.
— За последние десять лет наша система образования претерпела столько изменений, сколько мы не видели за всю нашу жизнь. Как вы относитесь к реформам?
— Меняется жизнь, и вместе с этим, наверное, должна меняться и школа. Но такое огромное количество реформ, которое сегодня ложится на плечи учителей, конечно, выдержать сложно. Конечно, мы видим, что жизнь стала динамичной, чтобы оставаться с веком наравне, приходится много трудиться. Есть и существенные плюсы: последние годы литературному образованию стали уделять гораздо больше внимания, в 11 классе вернули итоговое сочинение, как допуск к ЕГЭ. Традиции написания сочинений в русской школе уже более ста лет. И когда её упразднили, то мы получили абсолютно не читающее поколение, не интересующееся литературными произведениями. Сейчас опять ввели итоговое сочинение, хоть оно не совсем такое, к которому мы привыкли, имеет довольно свободную форму, но раскрывать свои мысли ученики должны на литературном материале. Это подстёгивает их обратить на литературу гораздо больше внимания.
— Действительность сильно изменилась, а произведения остались прежними. Как современные дети воспринимают поступки героев литературных произведений?
— Конечно, восприятие героев изменилось. Иногда современным детям кажется, что в классических произведениях слишком примитивный сюжет, чувства, которые испытывают герои, им не всегда понятны.
— Как они, например, воспринимают Онегина?
— Этот образ довольно сложный. Перед нами, по сути, лишний человек, который не нашёл себе достойного занятия, несчастлив в личной жизни. Часто ребята задаются вопросом: почему Онегин хандрит, ведь он так богат? Сложно воспринимают и образ Татьяны, особенно финал романа, когда она говорит: «А я другому отдана и буду век ему верна». Девятиклассникам свойственна категоричность суждений, и им не всегда понятно, как можно так сильно любить Онегина и оставаться в браке с другим человеком.
— Помимо программных произведений, вы рекомендуете своим ученикам современных авторов — Пелевина, Рубину, Улицкую, Толстую? В целом читают дети что-то помимо программы?
— Да, читают. Кстати, современные авторы входят в программу 11 класса, но довольно обзорно. Ученики 5-8 классов в основном читают детские произведения зарубежных авторов. А те, кто постарше, взрослую литературу, однако не всегда у них есть на неё время, потому что классические произведения очень объёмные.
— Нужны ли современным детям герои для подражания?
— Это такой вечный вопрос: учат ли книги жизни? Конечно, литература обогащает человека, создаёт его культурный и интеллектуальный багаж. Но я не уверена, есть ли у детей сейчас образцы для подражания среди литературных персонажей школьных произведений. Вспомните, как мы в своё время читали «Кортик» Анатолия Рыбакова и «Два капитана» Вениамина Каверина. К сожалению, сейчас очень мало писателей, которые бы рассказывали о жизни современных подростков.
— Многие считают, что у современных детей смещено понятие об истинных ценностях. Это так?
— Истинные ценности сохранились, но они претерпевают изменения. В современной жизни всё мельчает — любовь, дружба. Чувства, которые мы видим в литературе, не всегда встречаются в жизни. Но всё равно человеческая душа стремится к этому. Однако в реальной жизни встретить примеры таких чувств редко удаётся.
— Вы используете какие-то дополнительные средства, чтобы ребята прониклись произведением: смотрите фильмы, ходите в театры?
— Мы довольно часто с ребятами инсценируем фрагменты литературных произведений. Кроме того, в нашей гимназии каждый год накануне Нового года проходят театральные фестивали. В прошлом году мы поставили большой спектакль по повести Владимира Железникова «Чучело». На основе литературного материала нами был создан оригинальный продукт, спектакль «Белая ворона». Проблема буллинга — основная в нашем спектакле, но изобразили её мы по-особенному: причиной травли Лены Бессольцевой стала её внутренняя и внешняя непохожесть на других членов коллектива. Она новичок — «белая ворона». Цвета белый и чёрный были основными в нашей постановке. Завершал наш спектакль танец-пантомима «Белая ворона», в котором суть постановки передавалась через телодвижения, музыку, оригинальные костюмы. Это был коллективный творческий проект 11 класса. В нём принимали участие 13 человек. После премьеры нам стали поступать просьбы повторить показ от седьмых и восьмых классов. Потому что проблемы, поднимаемые в спектакле, очень актуальны для современных подростков. Кроме этого, мы посещаем театры, ездим на экскурсии. Самая яркая поездка была в прошлом году в музей «Булгаковский дом» после изучения «Мастера и Маргариты». Экскурсию вели современные писатели, мы побывали в доме-музее Булгакова, в «нехорошей квартире» и даже прокатились по Москве на старинном трамвае «Аннушка».
— Талантливых детей сразу видно?
— Кого-то сразу, а из других приходится по крупицам доставать их таланты. Сначала ребята настороженно относятся ко всем театрализованным представлениям. Опыта мало, хотя, надо сказать, современные дети очень креативные и смелые, не боятся выступать, петь. Но когда на репетициях они видят, что получается, то раскрываются. Это очень сплачивает коллектив.
— У вас трудно получить пятёрку?
— Не думаю, что трудно. Могу поставить отличную оценку даже за очень краткий ответ, если он оригинален и попадает в точку. Я не скуплюсь на пятёрки.
— Есть ли у вас стобалльники? И как вы считаете, оценка — это показатель успешности человека?
— У меня четыре стобалльника по русскому языку и два по литературе. 100 баллов по предмету — это билет в лучший вуз. А отличное образование во многом определяет успешность человека в жизни. Но я не стала бы сбрасывать со счетов и троечников. У них тоже есть шансы на успех, психологи давно заметили, что такие дети легче адаптируются в жизни, находят такие решения проблемы, которые не всегда пятёрочнику видны.
Беседовала Оксана ПЕРЕВОЗНИКОВА
Фото: Дамир ШАВАЛЕЕВ