Узел связи Красной Армии, 1942 год. Фотограф Григорий Зельма

«Переносила все невзгоды и лишения», — так написано в наградной характеристике участницы Великой Отечественной войны, фронтовой телеграфистки Глафиры Алексеевны ВИХЛЯЕВОЙ.

Глафира Вихляева родилась в 1908 году в селе Снятиново Александровского района Владимирской области. По современной географии это всего в восьми километрах от границы Сергиево-Посадского округа. После школы окончила курсы телеграфистов, пять лет работала в конторе связи в Александрове и столько же в Загорске. Способная, ответственная, хорошо знала технику, могла работать на клопфере — телеграфном аппарате для приёма на слух знаков кода Морзе.

НА ЮГО-ЗАПАДНОМ ФРОНТЕ

Через месяц после начала войны её призвали в армию. Она попала на Юго-Западный фронт, в 13-й отдельный дивизион связи, входивший в 8-й кавалерийский корпус. В начале февраля 1942 года во время налёта вражеской авиации у села Полтьево, в районе города Мценска, она была контужена, а также ранена в голову и руку. После лечения в полевом госпитале вернулась в свою часть. В характеристике для награждения медалью «За боевые заслуги» командир части отмечает, что «ефрейтор т. Вихляева во время боевых действий… проявила себя дисциплинированным, выдержанным и работоспособным бойцом-связистом. Работая на аппарате СТ-35 по обеспечению связи корпуса со штабом фронта, не жалея своих сил, отлично обеспечивает эту связь. Без ошибок, культурно проводит переговоры командования корпуса с командованием фронта».

«СВЯЗЬ ВСЕГДА СВЯТОЕ ДЕЛО, А В БОЮ ЕЩЁ ВАЖНЕЙ!»

После победной Сталинградской битвы фронт развернулся на запад. Воинская часть, в которой служила Глафира Вихляева, стала участником Ворошиловградской наступательной операции, известной под кодовым наименованием «Операция «Скачок». В сохранившихся воспоминаниях Глафира Алексеевна писала: «Работая на связи, однажды почувствовала, что в линию включились немцы. Не выдавая своих подозрений, сказала по аппарату, что надо заменить ленту. А сама срочно доложила ситуацию командиру. Были приняты меры». Нештатных ситуаций у телеграфистов что в обороне, что в наступлении было немало. Но они понимали, что без оперативной связи фронт глух и нем.

ЛОМАЯ ЛЁД, ВЫХОДИЛИ ИЗ ОКРУЖЕНИЯ

Одним из самых тяжёлых эпизодов фронтового пути Глафиры Вихляевой стал рейд в тыл врага под Ворошиловградом. В феврале 1943 года группу связистов направили через линию фронта в одно из войсковых соединений. Задачей наших было удержать узловую железнодорожную станцию. В течение 10 суток ни один вражеский эшелон не смог прорваться там.

Немцы пытались уничтожить защитников, но были бессильны перед огнем «катюш». Выполнив задание, большая группа численностью около трёхсот человек стала отходить к линии фронта. Немцы преследовали их, к раненым на станции прибавились новые, всего почти 50 человек. Положение становилось безвыходным, никакого транспорта у отходящих не было.

«Перед последним переходом, километров за десять до линии фронта, нам удалось замаскироваться в большой балке, поросшей деревьями и кустарником. Внизу протекала довольно глубокая речка. Я и моя подруга Лена помогали перевязывать раненых, бинтов не было, рвали все, что у нас оставалось. Холод сильный, тяжелораненые умоляли застрелить их, но как это было возможно?» — вспоминала Глафира Алексеевна.

Немцы обнаружили их, начали бить из минометов, погибла подруга Глафиры. Побежали к речке, ломая лёд, по пояс в воде устремились к берегу. Из последних сил выбралась и она, смогла вылить воду из сапог. У всех быстро обмёрзли шинели, на бегу издавали жуткий шум — это были звуки подступающей смерти. Немцы освещали ракетами местность, и при каждом их взлёте люди падали на снег, чтобы слиться с ним.

Фашисты начали окружать их. «К счастью, немцев было не так много, но у нас уже нечем было отбиваться, — рассказывала Глафира Алексеевна. — Меня чуть не взяли в плен, и я хотела быть убитой в этот момент, но только не попасть в руки врага. В отчаянии мы изо всех сил закричали «Уррра!» Приняв это за контратаку, немцы остановились».

Советские разведчики помогли им добраться к своим. А отставшие прятались в шахтах, а позже выбрались в расположение советских войск.

В боевой характеристике гвардии ефрейтора Г. А. Вихляевой от 23 мая 1943 года начальник штаба воинской части старший лейтенант Л. В. Иванов отметил: «За хорошее выполнение боевых заданий командования тов. Вихляева имеет три благодарности от командира соединения, пять благодарностей от командования части и три денежных премии, награждена медалью «За боевые заслуги». Стойко и мужественно переносила все лишения и невзгоды походов и маршей. За стойкость и мужество она представлена к второй правительственной награде».

***

После тяжёлого рейда Глафира Вихляева заболела. В мае 1943 года врачебная комиссия демобилизовала её с выдачей удостоверения инвалида Великой Отечественной войны 2-й группы. Она вернулась с фронта домой. Нужно было искать работу, её она нашла в Загорском радиоузле. Довоенный и фронтовой опыт сделали её специалистом своего дела. Орден Отечественной войны I степени и медаль «За боевые заслуги», а также трудовые награды, хранятся в семейном архиве.

Красноармейцы идут в атаку, 1942 год. Фотограф Наталья Боде

Валентина БОЛОТОВА