Часто эти слова апостола Павла используют для того, чтобы подчеркнуть подчинённую, если не рабскую, роль, которая в христианстве якобы отводится женщине в семейной жизни. Одни поэтому обрушиваются на Церковь с критикой, обвиняют в угнетении женщин и поощрении семейного насилия. Другие — в основном мужчины, наоборот, ссылаются на эту фразу для того, чтобы оправдать свою брутальность и попытки самоутвердиться в семье за счёт использования методов в духе Домостроя.

В современном мире не так мало семей, в которых женщины действительно испытывают страх перед мужьями: боятся, что те их обругают, поколотят, не дадут денег, накажут детей, придут домой пьяными. Неужели такие уродливые отношения — это идеал христианской семьи? Так может думать только тот, кто прочитывает слова Священного Писания без рассуждения и рассматривает их вне контекста.

В пятой главе послания к Ефесянам апостол Павел обращается в основном к мужьям. Он сравнивает отношения между супругами с отношениями Христа и Церкви и призывает мужчин к жертвенной любви. Этот отрывок стоит привести целиком:

«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены Тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и  мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5:25-33).

Речь тут идёт не о рабском страхе жены перед мужем, а о гармоничных, ответственных отношениях в семье. Апостол заповедует мужьям любить своих жён вплоть до самопожертвования, предпочитать их собственным родителям, заботиться о них. Супруги становятся одной плотью, несут общее служение.

Что же касается слов о том, что жена должна бояться, то в греческом оригинале, с которого послание к Ефесянам было переведено на русский язык, стоит глагол, имеющий несколько значений, в том числе чтить, уважать, заботиться. И конечно, автор имел в виду, в том числе эти смыслы тоже. Так что речь тут не столько о страхе, сколько о любви.

Обращаясь, прежде всего, к мужьям, апостол Павел ставит для них очень высокую планку. Муж должен  так любить свою жену, проявлять по отношению к ней такое поведение — доброе, жертвенное, любящее, внимательное — чтобы она отвечала на него своей любовью и благодарностью, боясь только одного — лишиться этой любви.

«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4:18), — пишет апостол Иоанн Богослов. К этой совершенной любви призваны стремиться христианские супруги. Именно такую любовь «страшно» потерять.

Евгений МУРЗИН, священник, православный журнал «Фома»