Более пятидесяти живописцев, графиков и скульпторов Сергиева Посада и окрестностей представляют свои работы на очередном «Осеннем салоне» в главном корпусе музея-заповедника. При всей непохожести у этих работ есть две общие черты: они сделаны за последние три года, и при этом успешно, хотя и вызывая порой закулисные споры, прошли отбор жюри. В итоге таких эталонов местного значения набралось не меньше ста, и каждому из них есть что сказать — о своём авторе, о городе, о прошлом, настоящем и тенденциях будущего.

Портретов пишут мало, скульптур показывают ещё меньше, но, как всегда, сохраняет позиции пейзаж — классический и не очень. Масштабных полотен — таких, для кого обычной квартиры не хватит, — можно сосчитать по пальцам одной руки, и все они впечатляют, но и в миниатюрах авторы умеют сосредоточить важное.

Почти нет открыточных, в лоб, видов главных местных архитектурных ориентиров, Лавры и Хотькова монастыря, но видны купола, показанные через призму зелёных заборов, серых крыш или моста с надписью «AC/DC»

И ещё: настоящий мастер может написать свои картины чем угодно, даже шариковой ручкой, как это встречается на «Салоне», и эффект от такой работы будет не слабее, чем от иной картины маслом.

У «Осеннего салона», как у любого большого события, есть свои правила, свои легенды и свои истории. Есть и постоянная публика со своими представлениями о том, кому на этот раз отдать первый приз в зрительской номинации.

За почти тридцать лет, что проводится выставка, мнение посетителей лишь один-два раза совпадало с мнением профессионального жюри. Но, как говорят в музее, сергиевопосадский зритель регулярно демонстрирует хороший вкус, пусть и отличный от искусствоведческого. Помочь авторам победить можно уже сегодня, придя на выставку и написав на листке для голосования название полюбившейся работы.

Кто в итоге получит этот и основные призы — в том числе и выраженные в рублях, по 20 тысяч в основных номинациях и 10 тысяч за удачный дебют — узнаем в первой половине ноября, а пока самое время пройти по залам.

Стихли, к счастью, разговоры, что очередной «Салон» если не последний, то предпоследний. «Выставка будет жить столько, сколько живут и работают наши художники», — сказала на открытии замглавы администрации округа Ольга ДУДАРЕВА. Администрация вместе с музеем и местным отделением Союза художников — основатели традиции, которую так и не удалось повторить ни одному муниципалитету в области. В последние годы к организации подключился частный бизнес, «Галерея Леже».

О том, что у «Салона» есть будущее, говорит и то, что, по словам Ольги Дударевой — чиновника, ответственного, помимо прочего, и за сферу образования, — в художественных школах округа занимаются талантливые ребята, многие из которых придут на смену нынешним мастерам. И они приходят.

 На выставке этого года много новых имён, ранее известных порой только их преподавателям

«И хотелось бы, чтобы молодёжи было больше, — говорит старший научный сотрудник музея Мария КОЛЕСНИКОВА. — Возможно, государственный статус музея поначалу отпугивает, но мы хотим сказать, что рады всем. Что, конечно, не отменяет наши критерии отбора».

И пусть у кого-то появится соблазн записать некоторые из показанных полотен в разряд студенческих работ, — не будем забывать, что именно эта ежегодная выставка поддержала многих вчерашних студентов, которые сегодня стали настоящими мастерами.

Это первый «Салон», который проходит при Алине САПРЫКИНОЙ — новом исполнительном директоре музея, по сути, главной управляющей музейными процессами при формальном руководстве в лице бывшего наместника Троице-Сергиевой лавры архиепископа Феогноста. Назначенная меньше месяца назад, Алина Сапрыкина предпочла не выступать на открытии, и слово держала её предшественница Светлана НИКОЛАЕВА, занявшая пост заместителя генерального директора по научной работе.

Слово «салон», возможно, вызовет желание искать ценник под каждой представленной картиной. Музейщики не устают напоминать, что это отсылка не к рынку, а к знаменитым парижским салонам XVIII века, которые задали тон и формат на столетия вперёд.

«Всё, что сказано, — уже сказано, — говорила в телевизионном интервью двухлетней давности художница Ольга МЕЛЬГУНОВА, участница смотра этого года, — повторять великих это значит делать копии».

Как будто настроившись на ту же волну, о том же самом, о желании меняться, говорит в 2022-м её коллега по преподавательскому цеху Абрамцевского училища Людмила ЕРМИЛОВА. Она отмечает способность к переменам в почерке Ольги Мельгуновой и видит то же самое в других работах, в том числе в показанных рядом зимних пейзажах бывшего председателя местного отделения Союза художников Ивана ХАРЧЕНКО. «Если художник пишет по-новому, это потому, что он живой. Что пишет не из одного тюбика, как говорят про тех, кто с одинаковым почерком».

Художник вовсе не обязан быть мистиком, но в кое-что загадочное он всё-таки верит. Например, в то, что картины, попав в пространство, где они смотрят друг на друга, создают силовое поле — недостижимое, если те же работы висят поодиночке в мастерской или напечатаны на соседних листах альбома. Взаимодействие, почти физическое, достижимо только на реальных физических выставках, как эта.

Владимир КРЮЧЕВ

Фото: Дамир ШАВАЛЕЕЕВ

Больше фото в галерее >>