С 1 сентября продавать молочную продукцию в нашей стране за редкими исключениями можно только с использованием системы «Честный знак». Многие наверняка уже обратили внимание, что при покупке сметаны, творога или сливок на кассе приходится сканировать дополнительный «квадратик» — код формата Data Matrix (внешне похожий на QR-код), благодаря которому можно отследить весь путь товара от производителя до продавца.

Исключение составляют продукты на развес и розлив, детское и лечебное питание, а также товары весом менее 30 граммов, например, порционные сливки. В системе «Честный знак» регистрируются все участники рынка: производители, импортёры, оптовики, супермаркеты, кафе и рестораны. Они обмениваются данными благодаря системе электронного документооборота (ЭДО). Код на упаковке — не единственная система контроля за продажей «молочки». Государство уже контролирует молочную продукцию через систему «Меркурий», которая отслеживает объёмы сырья, закупаемого предприятиями, и сопоставляет с объёмами того, что сходит с конвейера.

По данным Россельхознадзора, в июне около 17,5 % производителей сыра и масла выпустили больше молочной продукции, чем могли: значит, часть сырья была куплена неофициально. При этом ещё в апреле их было более 30 %. Снизить эту долю как раз и помогла интеграция данных «Меркурия» с «Честным знаком».

Вместе с тем, введение маркировки позволяет покупателю самостоятельно проверять «легальность» товаров.

«Просрочку можно обнаружить ещё до покупки, отсканировав код с помощью мобильного приложения «Честный знак», — поясняет эксперт по автоматизации работы с маркировкой в рознице и общепите компании «Контур.Маркет» Владимир Поздняков. — Если система не распознаёт код, то он некорректный либо на полке лежит подделка. В таком случае покупатель может оставить жалобу, и контрольно-надзорные органы разберутся, на каком этапе в цепочку поставок вклинился контрафакт».

За торговлю молоком в обход единой системы юрлицо покарают штрафом до 100 тысяч рублей. По оценке Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) — оператора «Честного знака» — новую схему уже освоили более 90 % участников оборота молочной продукции. «Бизнес начал подготовку к работе с ЭДО задолго до 1 сентября, времени было достаточно», — отмечают в Центре.

При этом заведения общепита и фермерские хозяйства получили отсрочку — они будут предоставлять сведения о маркировке молочной продукции и вводе-выводе её из оборота с декабря 2023 года.

В планах государства — до 2024 года промаркировать все потребительские товары. Так, с ноября этого года через ЭДО начнут продавать питьевую воду (маркировку на которую наносят уже сейчас).

По материалам портала объясняем.рф