Учебный год начался: первоклашки только начинают вливаться в школьные будни, более старшие ребята возвращаются к уже знакомому рабочему ритму. Казалось бы, отдохнули, набрались сил, и теперь можно смело идти за новыми знаниями. Но на самом деле не всё так просто. За лето у многих детей сбился режим, а контраст между отдыхом и учёбой стал гораздо сильнее. Тем, кто пошёл в классы впервые, тоже сложно: школа совсем не похожа на детский сад. Как помочь своему ребёнку, в интервью для программы «Утро на ТВР24» рассказала психолог Мария МИРОНОВА.

— Как часто у детей возникают сложности с адаптацией и на какие «звоночки» стоит обратить внимание?

— Адаптация идёт не один день, как правило, она занимает месяц, иногда полгода, особенно при вливании в новый коллектив. Очень важно обратить внимание на то, какое настроение у ребёнка: хорошо ли он ест, спит, улыбается ли он. Иногда психологи рекомендуют дать школьнику лист А4, цветные карандаши, попросить нарисовать школу и посмотреть, как он это сделал. Какие он выбрал цвета, какие линии. Можно задать вопрос «А где здесь находишься ты?»

Если ребёнку нравится в школе, он может ответить, что он сейчас на уроке или идёт туда. Тот, кто хочет поскорее «сбежать», скажет, что учиться он уже закончил и идёт гулять.

— Бывает так, что сначала ребёнку всё нравится, а через пару недель всё-таки возникают сложности?

— Такое тоже может быть. Бывает, что дети начинают играть больше в игрушки или проситься лечь спать с мамой, хотят больше обниматься. Нужно это учесть, дать необходимое внимание и поддержку, и аккуратно спросить, что именно беспокоит ребёнка. Часто это сложности в отношениях с одноклассниками или страх не соответствовать ожиданиям родителей. Родители-отличники хотят, чтобы их дети тоже получали хорошие оценки. Иногда сам родитель так настраивает ребёнка, что в будущем он чувствует, что не совсем справился. Поэтому именно родитель может разрешить эту ситуацию хорошим разговором.

— Как настроить ребёнка на учёбу и мягко подвести его к изменениям устоявшегося за лето распорядка дня?

— Первоклассникам родители могут дать возможность самому собрать портфель и подготовить рабочее место, чтобы он сам положил ручки и тетрадки. Проследить, чтобы он не поздно лёг спать. Режим дня рекомендую восстанавливать постепенно, каждый день укладывать пораньше на 15-20 минут, чтобы это было мягко и не травмировало ребёнка. С теми детьми, которые уже знают, что такое школа, немного сложнее. Они ориентированы больше на общение, а не на учёбу. Подростков интересует внешний вид, например. Нужно помочь настроить деловую организацию, чтобы они не приходили в школу в том, в чём вечером ходили гулять. Можно ли отпускать на прогулку? Можно, но постепенно сокращать часы, выделяя вечером время на сбор в школу и подготовку домашнего задания.

— Нужно ли ограничивать время использования мобильного телефона?

— Чуть-чуть сократить можно, но не резко. Мне нравится, когда родители договариваются с ребёнком: сегодня будем играть 15 минут, посмотрим кино в выходные.

— Нужно ли говорить первокласснику, что он пошёл в школу, и это серьёзно, нужно учиться и так далее?

— Нужно подчёркивать новый социальный статус ребёнка, но не делать его основным. Школа занимает большое место в жизни человека, но это не вся жизнь. У него есть другие увлечения, кружки, хобби. Очень хорошо погулять с ребёнком после школы, порисовать, посмотреть любимый фильм или почитать на ночь сказку. Если родители будут спокойно относиться к переменам в жизни, то и дети буду счастливы.

Программа «Утро на ТВР24» выходит в эфир каждый день по будням с 7 до 9 часов утра

Беседовала Светлана ГИРЛИНА