Сергиевский посад, дорога из Москвы. Открытка, XIX век

В августе 1862 года, 160 лет назад, в жизни Сергиевского посада произошло наиважнейшее событие: между нашим городом и Москвой открылось железнодорожное сообщение. Это радикально изменило местный уклад жизни: увеличилось количество паломников, активизировалась экономическая жизнь и местное промышленное производство. Путешествие из Москвы к Троице стало занимать всего полтора часа.

В начале 1859 года московские высокопоставленные деловые люди решили учредить «Общество по сооружению железной дороги от Москвы до Сергиевского посада». Проект был представлен в Главное управление путями сообщения, которое утвердило общее направление линии, за исключением места для московской станции, которое к тому времени ещё не выбрали. В отзывах отмечалось, что «желательно на крайних станциях иметь комнаты на случай проезда особ Императорской фамилии и чтобы фасады жилых зданий станций, обращённых к железной дороге, имели более красивый вид».

Работы по строительству дороги начались в мае 1860 года. Изначально прокладка железнодорожного пути или «чугунки», как её назвал народ, велась от Сергиевского посада в сторону Москвы на протяжении 44 верст. В этой работе участвовало более шести тысяч рабочих.

Интересно, что один из учредителей проекта, купец I гильдии Иван Фёдорович МАМОНТОВ заранее и длительное время проводил своеобразные «экономические изыскания» для определения необходимости и выгодности дороги.

По рассказу его сына Саввы, отец долго занимался чем-то никому непонятным: «… когда жили на 1-й Мещанской (ныне проспект Мира. — Ред.), то, если был свободен, стоял у окна и считал: сколько телег проезжало к Троице, сколько возвращается обратно, сколько идёт паломников, сколько грузов везут. А когда сменили квартиру, то выезжал за город сам или с кем-нибудь из сыновей и там опять считал паломников, едущих и идущих к Троице и от Троицы. Эти наблюдения подтвердили его намерения построить железную дорогу до Троицы, а в дальнейшем и до Ярославля». И. Ф. Мамонтов стал одним из главных учредителей «Общества…», главным держателем акций и одним из первых его директоров.

СТРОИЛАСЬ НЕ ТОЛЬКО ДОРОГА

На новой линии поначалу открыли семь станций: две конечные, две третьего класса (Пушкино и Хотьково) и три четвёртого класса (Мытищи, Талицы, Софрино). Одновременно с прокладкой рельсов строились платформы, кассы, будки обходчиков, дома для обслуживающего персонала, подъездные дороги.

На конечной станции Сергиево (её отнесли к более высокому второму классу) возвели красивое деревянное на каменном фундаменте здание вокзала типовой планировки и архитектуры. В вокзале, наряду со служебными помещениями и квартирой начальника станции, имелись два зала ожидания для пассажиров первого, второго и третьего классов, буфет и касса.

При станции построили паровозное депо, большой паровозный круг, водонапорную башню (она сохранилась до нынешних дней. — Ред.) и дровяной склад. Неподалёку возвели жилые дома для служащих, больницу, гостиницу на 18 номеров, аптеку, баню… Построили и новую улицу с мощёной мостовой, соединившую вокзальную площадь с Московской улицей, ведущей к Троицкому монастырю. Теперь это улица Сергиевская.

Станция Сергиево. Открытка, XIX век

ОТКРЫТИЕ ДОРОГИ

Постройка железной дороги до Сергиевского посада была закончена через два года. 18 августа 1862 года состоялось её открытие. За день до этого события в московских газетах появилось долгожданное объявление: «Правление Московско-Ярославской железной дороги извещает, что с 18 числа августа открывается ежедневное движение от Москвы до Сергиевского посада, на первое время по два раза в день… Часы отъезда из Москвы в 7 ч. утра и в 1 ч. пополудни. Из Сергиевского посада в 10 ч. утра и в 6 ч. вечера».

Цены на проезд зависели от класса вагона, которых тогда было три: 2 рубля, 1 рубль 50 копеек и 80 копеек соответственно. В час дня всё Правление дороги отправилось к Троице вместе с теми, кто купил билеты на первый поезд.

Спустя два дня на поезде из Москвы к Троице проехал Московский митрополит Филарет (Дроздов). Это было важно, поскольку часть паломников поначалу воспринимала строительство дороги в штыки. 20 сентября 1862 года в три часа пополудни он отбыл из Москвы специальным составом, который после недолгой остановки в Хотькове в половине пятого прибыл на станцию Сергиево. Уже в Лавре митрополит Филарет сказал: «Рекомендую железную дорогу. Сколько употреблено искусства, усилий и средств для того, чтобы вместо пяти ехать полтора часа…»

Участок Москва — Сергиевский посад давал «Обществу…» хороший доход. В 1869 году он составил почти 517 тысяч рублей, 13 процентов на затраченный капитал. После смерти И.Ф. Мамонтова в 1869 году дело отца продолжил его сын Савва Иванович. При нём в феврале 1870 года закончили строительство линии до Ярославля.

Вокзал на станции Сергиево. Открытка, XIX век

***

Бюст Ивана Фёдоровича Мамонтова установлен в зале ожидания Сергиево-Посадского вокзала. А памятник Савве Ивановичу Мамонтову — на Вокзальной площади.

Лидия ГИРЛИНА

Использованы материалы из книги «Московская железная дорога. Через годы, через расстояния». М: «Железнодорожный транспорт», 1997

Продолжение темы — в следующем выпуске «Краеведческого вестника», выпуск которого запланирован на 28 сентября