Сергиев Посад, Загорск, — город не приморский, не портовый, хотя и есть топонимы вроде Загорского моря и Вифанских прудов… Но жил среди нас человек, которого мы можем назвать главным загорским корабелом, — Павел Михайлович БОРИСОВ. Правда, корабли его были размером чуть больше ладони, и рождались они не на верфях, а в стенах легендарного Института игрушки на проспекте Красной Армии.

Корабль, да не тот

О чём бы мог мечтать в начале ХХ века подросток из Ростова-на-Дону — города моряков, рыбаков и авантюристов? Что ни подумаешь, обязательно ошибёшься! А мечтал он создавать новые игрушки. Пароходы, автомобили, аэропланы — всё, что потрясало людей в то время. «Когда мне было 13 лет, я служил “мальчиком” в игрушечном магазине. Хорошо помню замечательные технические игрушки. В моём воображении до сих пор сохранились паровые электростанции, электрические железные дороги, турбинные пароходики и прочее», —вспоминал много лет спустя наш герой, замечательный конструктор советской технической игрушки Павел Михайлович Борисов, много лет проработавший в загорском Институте игрушки.

Ещё в Ростове-на-Дону он окончил ремесленное училище, работал в частной оптической мастерской и конструировал: собрал себе маленький токарный станок и начал делать модели с паровыми двигаГлавный корабел Загорска О знаменитом конструкторе игрушек, жившем и работавшем в нашем городе телями. И не только.

В 1919 году он разработал спортивные сани и охотничью лодку, которые участвовали в состязаниях. В 1920—30-х годах молодой конструктор работал в артели игрушек «Пролетарка». Именно тогда он начал использовать опыт, перейдя к массовому производству своих игрушек.

Загорский период корабела

Во второй половине 1930-х годов перспективного конструктора-технолога пригласили в загорский Институт игрушки. Книга «Время игры», посвящённая творчеству Павла Михайловича, сообщает об одной из первых его разработок на новом месте. Это заводная игрушка «Автомолоко», увидевшая свет в начале сороковых годов. В 1939 году загорские игрушечники получили задание сделать игрушечный эсминец «Артём», над которым шефствовал загорский комсомол. Было представлено две работы — модели П. М. Борисова (металл) и В. И. Соколова (дерево). Проект последнего, известного в те годы художника, вызвал неодобрение экспертной комиссии во главе с начальником политического управления Рабоче-крестьянского военно-морского флота И. П. Надежиным. На страницах журнала «Игрушка» он раскритиковал неправдоподобие корабля, его пропорции и непрактичность. Для производства одобрили работу Павла Борисова.

Корабль из жестяной банки

Вернёмся в южное детство нашего героя. Интерес к кораблестроению у 13-летнего ростовчанина появился после того, как он узнал историю гибели «Титаника». Потрясённый мальчик сделал копию легендарного парохода, свою первую модель.

Исторический эпизод изменил всю его жизнь. В дальнейшем он спроектировал массу новых игрушечных кораблей. Журнал «Советская игрушка» писал о мастере в 1936 году: «П. М. Борисов, конструктор-самоучка, создавший на ростовской фабрике “Пролетарка” творческую лабораторию, автор множества интересных образцов игрушек». Тогда самоучками называли талантов из народа, а не выскочек, не имевших в глазах общества права на творчество, не прошедших кафедру научного коммунизма, общей физической подготовки и энного количества трудовых семестров. Он делал прототипы серийных игрушек из утиля вроде старых банок и обрезков железа.

«Производство игрушки — моя специальность. Проектирование новых образцов — неотъемлемая часть моей работы. Свыше 100 видов новых образцов мною изготовлены в течение последних двух лет… Экскаваторы, транспортёры, подъёмные краны, автомобили, тракторы и прочие — таков ассортимент нашей продукции. Особое положение мы заняли по выпуску морских игрушек: пароходов, глиссеров, яхт», — рассказывал конструктор в статье «Моя работа над игрушкой»

Из жизни кораблей

В своих игрушках Павел Борисов часто откликался на события современности. Вот, например, «Теплоход „Комсомолец“», живая реакция на события Гражданской войны в Испании, когда советское судно захватили сторонники генерала Франко.

Павел Михайлович активно использовал в своих разработках формулу «вместо воды — пол». Целый ряд его кораблей и настоящих морских панорам-игр предназначены для игр на полу — дома или в детском саду. Это «Речная пристань» из пристани, парохода, баржи и двух шлюпок или «Водный транспорт», состоящий из пассажирского и буксирного пароходов, баржи и высокого крана на рельсах.

Обычно считается, что Борисов — «металлист», однако среди его игрушек и игр мы найдём немало изделий из дерева. Это, в первую очередь, чрезвычайно популярные среди детей конструкторы «Собери автомобиль» из сотни деталей. Из набора можно смастерить грузовой автомобиль и двухосный прицеп.

Есть гараж машинно-тракторной станции из дерева, где размещены комбайн, тракторы, колёсный и гусеничный, грузовики. Из дерева выполнен набор «Кораблестроитель»: 45 деталей, которые в умелых руках выстраиваются в пассажирский теплоход, буксирный катер и танкер.

Творчество Павла Борисова охватило более половины ХХ столетия. Он был одним из постоянных и любимых авторов журнала «Юный техник». Без его кораблей, грузовиков, заводных легковых машин невозможно представить мир советского детства.

П. М. Борисов — конструктор артели «Пролетарка».           

«Водный транспорт» артели «Пролетарка» (Ростов-на-Дону).                                                                           

Алекс РДУЛТОВСКИЙ