В 2006 году на экраны вышел художественный фильм Павла Лунгина «Остров», главную роль в котором исполнил Пётр Мамонов — известный рок-музыкант и актёр. Картина получила неоднозначные отзывы критиков, но из рассказов некоторых священников известно, что благодаря ей большое число людей пришло в Церковь и обратилось к вере. Год назад Петра Николаевича не стало, он скончался от осложнений, вызванных коронавирусом. Православный журнал «Фома» вспоминает его и рассказывает о съёмках «Острова».

Прототипами главного героя — отца Анатолия — были Феофил Печерский и Севастиан Карагандинский. Консультантом во время съёмок стал иеромонах Косма, насельник Донского монастыря. С ним познакомил режиссёра Пётр МАМОНОВ, исполнитель главной роли отца Анатолия. Сам Пётр рассказывал, что сниматься в такой роли сначала не хотел — не чувствовал себя достойным...

Мамонову позвонил режиссёр Павел ЛУНГИН:

— Петенька, без тебя не буду снимать это кино, только ты нужен.

— Паш, не-не-не, я это... Что ты, святого старца?..

Но потом Пётр подумал: «А что я своим помрачённым разумом решаю? У меня есть духовный отец, наш сельский батюшка, я к нему, говорю: «Так и так, мне — святого старца, а я... вы знаете жизнь мою. Я же исповедуюсь, всё. Человек я грешный...»

Духовный отец заверил: «И не думайте, это ваша работа. Вперёд!»

Один из самых пронзительных эпизодов фильма — сцена изгнания бесов. Она же — соглашаются все актёры — оказалась самой тяжёлой в процессе съёмки. Режиссёр Лунгин вспоминает: «Мы с Петей не спали две ночи. Он отказывался сниматься. Надо было снять как-то максимально целомудренно, потому что много насмотрелись в американских фильмах компьютерных изгнаний беса, и мы ушли на природу. Господь помог. И ещё замечательная актриса Виктория Исакова. Она сыграла свою бесноватую нежно и точно. Сцена стала кульминацией фильма».

И ещё — фрагмент воспоминаний Лунгина, из которых понятно, насколько глубоко прочувствовал свою роль и этот самый эпизод Мамонов: «...Шла молитва с экрана. Мы это снимали крупным планом, но сомневались — можно ли это показывать? Нравственно или нет? Но Петя не играл эту роль, он действительно молился. Это были, как документальные кадры. От его молитвы пошла сильная энергия — и вдруг, как чудо, заплакал поселковый мальчик, игравший роль больного!»

После съёмок этого эпизода Пётр Николаевич молился целый день.

О молитвах Мамонова во время съёмок рассказывал и актёр Виктор СУХОРУКОВ, исполнитель роли настоятеля отца Филарета. Вспоминал, что во время перерывов на съёмках Пётр всегда уходил молиться с монахами.

«Пётр Николаевич часто после съёмок стучался ко мне в дверь и говорил: “Пойдём проповедь слушать”, — рассказывал в интервью Сухоруков. — И мы вместе слушали, потом разговаривали. Мы словно вели какое-то следствие, что можно, а чего нельзя, что правда, что неправда, где чистота, где блеф».

По словам Сухорукова, Мамонов всегда хотел, чтобы всё было по правилам, чтобы Церковь не предъявила никаких претензий.

«Я ему всё говорил: “Это уже искусство, а не Церковь. Это — игра”. — “Нет! Я не допущу этого! Этого не может быть! Мой персонаж так не может себя вести”».

 

 

Необычно складывались отношения исполнителя роли отца Иова актера Дмитрия ДЮЖЕВА с Петром Мамоновым. Дмитрий рассказывал о них в своём интервью журналу «Фома»: «В первый съёмочный день я с такой радостью к нему бросился, я ведь столько про него слышал, бывал на его концертах и спектаклях, и мне было так приятно играть в партнёрстве с таким удивительным и талантливым человеком! На что он сразу как-то закрылся и всем своим видом стал показывать, что не может со мной общаться. Я никак не мог понять, в чём дело, подумал, что, может быть, до моего приезда что-то произошло, может, кто-то про меня что-нибудь не то сказал, — в общем, внутри себя перебирал разные ситуации и, конечно, не стал надоедать Петру.

Так прошёл месяц, а в предпоследний съёмочный день Пётр подсаживается ко мне на обеде, так весело и дружелюбно улыбается и говорит: “Ну что? Давай общаться!” Я ничего не понимаю, говорю: “Пётр, а что произошло?” А он отвечает: “Да ты меня прости, я же не настоящий актёр, я этому не учился, я не умею, как вы, — сейчас я играю, а сейчас не играю, сейчас я дружу, а сейчас на дух не переношу. Я увидел в сценарии, что у нас с отцом Иовом сложные взаимоотношения, и когда ты приехал, я и представил, что ты тот самый отец Иов и есть! Ты уж прости, я всё понимаю, но я просто по-другому не умею, и я бы просто не сыграл! А сейчас мы с тобой всё отсняли, теперь давай, что хочешь расскажу, теперь мы с тобой друзья!” Вот такой вот удивительный человек».

По словам Дюжева, такое отношение даже помогло ему как профессиональному актёру: трудно бывает играть вражду с человеком, которого за кадром очень любишь.

«...А меня, наверное, подстёгивало это странное отношение ко мне Петра, он ведь был для меня так же закрыт, как для моего героя был закрыт отец Анатолий».

Фильм, который создавался как фестивальный, имел оглушительный успех! Он собирал полные залы, организовывались встречи со зрителями, съёмочная группа ездила по городам... В самолёте Мамонов постоянно что-то слушал в наушниках...

«Было интересно узнать, что же он, музыкант, слушает на досуге, — вспоминает Дмитрий Дюжев. — И однажды он сам дал мне наушники — и я услышал знакомый голос: это были проповеди отца Иоанна (Крестьянкина)! Я удивился: “Пётр, да вы уже сколько часов в наушниках!» А он сказал: «Да я его слова часами пью!”»

Наталья ХАРПАЛЕВА 

Фото: кадры из к/ф «Остров», 2006, реж. П. Лунгин