В большом российском киноцехе Мальвину ТРЕТЬЯКОВУ знают в первую очередь как кастинг-директора — специалиста, который ищет и нанимает актёров. Она много работала с кинокомпанией «Русское», которая поставляет сериалы в эфир «России-1» с Владимиром Коттом, Владимиром Епифанцевым и другими. Однако в последнее время она всё чаще представляется как режиссёр.

Режиссёр-паломник

Для того чтобы почувствовать себя режиссёром, ей пришлось пройти большой путь. Точнее, проехать на велосипеде: через десяток государственных границ, с палаткой и спальным мешком за спиной, бумажным атласом в рюкзаке и шестью тысячами рублей в кармане.

Это было велосипедное паломничество: Мальвина отправилась из Москвы, останавливалась, трудилась и жила в монастырях на пути, собирала огурцы и картошку, мыла посуду. Когда до обители было далеко, ночевала в палатках. Проехала по важным для верующего человека местам: была в Оптиной пустыни и Киево-Печерской лавре, в старинных монастырях Румынии и Болгарии. Поднималась на гору Афон.

На полпути, когда закончились деньги на визы, у православного священника в Румынии получила статус паломника, и этот знак доверия лучше многих виз открывал замки на границах. Конечной точкой стал мыс Рока в Португалии — самая западная точка Евразии, как считали в раннехристианские времена, край Земли. На украино-молдавской границе отыскала домик Софии РОТАРУ — певицы, которой она с детства искренне восхищается. В болгарском Пловдиве поднималась к подножью Алёши, памятнику солдату, с которым по невероятному совпадению происходит из одного села. Проложила маршрут так, чтобы попасть в НотрДам, где хранится терновый венец Христа, и переночевала в Ватикане.

По мотивам этой поездки Мальвина написала путевые заметки и недавно экранизировала их. Известные люди — в том числе актриса Елена ЦЫПЛАКОВА и певец Олег ПОГУДИН — участвовали в её проекте бесплатно. В книге и фильме она говорит не об экономике и политике, а о людях, которых встречала на своём долгом пути

Задание на дом: придумать идею фильма

Есть ещё один повод, из-за которого мы захотели поговорить с режиссёром Мальвиной Третьяковой. Недавно она переехала в Хотьково и сейчас ведёт кинокурс в парке «Покровский». Пятнадцатилетний опыт в кино позволяет ей с уверенностью говорить обо всех этапах рождения фильма: от первой буквы сценария до финальной обработки.

За одно лето подростки узнают, как работают режиссёр, сценарист, оператор, продюсер и другие представители мира кино. Каждое занятие продолжается два часа. Первые четыре встречи посвятили драматургии, и домашнее задание выглядело, например, так: придумать идею будущего фильма.

В последующие занятия приступили к сценарию, прописали его основные эпизоды, проработали диалоги, продумали планы. Выходили в город, нашли подходящие места для съёмки в районе горы Орлёнок, рядом с монастырём.

После сценарной работы перешли к режиссёрской: изучали, как режиссёр работает с оператором, с актёрами. «Главное его качество — умение видеть кадр», — учит Мальвина. Она приглашает на встречи своих коллег: одну из недавних встреч провела преподаватель ГИТИСа Надежда ГОРЕЛОВА, а преподаватель ВГИКа Леонид КОНОВАЛОВ рассказывал о режиссуре монтажа.

«Наша работа будет не ниже по уровню, чем студенческие работы вуза», — не сомневается в успехе преподаватель.

Бросаем мостик от кино к путешествию

«Я могу связать кино и путешествия. По-крайней мере, в своей жизни, — говорит Мальвина Третьякова.— Уезжаю, когда мне становится тесно и плохо в кино. И возвращаюсь из путешествия, когда без кино совсем невыносимо».

Она родилась в Сибири, бабушка её жила в маленьком алтайском селе. Когда только переехала в Москву, ей представлялось, что всё, что на карте расположено чуть ли до Петербурга — это и есть Подмосковье. Сибирские люди привыкли к большим расстояниям, съездить на выходные за тысячу километров для них не проблема.

Она училась на психолога в Новосибирске, но при этом стремилась в кино, и не только как актриса. В юности мечтала поработать за кадром с Окуневской, Смирновой, Ладыниной и другими легендами советского кинематографа. Знала, что Тихонов, Мордюкова и Лучко — совсем молодые на фоне королев экрана — ещё в строю, и есть шанс оказаться с ними на одной съёмочной площадке. В 20 лет купила билет и приехала в Москву, полная надежд.

«Однажды я обернулась, посмотрела вокруг и поняла, что людей, ради которых я приехала туда, уже нет — в жизни или на съёмках. Когда приехала в Москву, многие из них уже были живы, они ещё снимались, но и это закончилось». Мальвина испытала что-то вроде чувства, когда теряешь друзей.

Были и другие мотивы, по которым она ушла из кино и уехала на велосипеде. «Когда-то давным-давно я решила: если к тридцати у меня не будет мужа и детей, поеду в паломничество в Иерусалим», — Мальвина говорит, что иногда её неправильно понимают и считают, что она уехала с молитвой о муже и детях.

«Я имела в виду другое. Меня всегда интересовала мистическая сторона жизни. И если так случится, думала я тогда, то это потому что я не создана для семьи. И я должна пойти, как старица, в Иерусалим, а потом бродяжничать. Лавры Ксении Петербуржской не давали мне покоя», — сегодня она говорит об этом периоде жизни с улыбкой.

На кинокурсах в «Покровском» Мальвина Третьякова разработала программу, в которой сделала акцент на прикладную работу. Она считает, что институт учит творчеству, но выпускает людей, не приспособленных к жизни на съёмочной площадке. «Студенты думают, что будут снимать три сцены в день, как это делает Урсуляк, а им говорят — давай-ка тринадцать. В этот момент ломаются морально, потому что не понимают, что пришли на завод. Заколачивать, а не творчеством заниматься»

Владимир КРЮЧЕВ

Фото из архива Мальвины ТРЕТЬЯКОВОЙ