Вадим и Ольга ДЬЯКОВЫ уже около восьми лет занимаются кожевенным ремеслом, вручную изготавливая сумки, кошельки, ремни и даже модельную обувь. Начинали с нуля, когда в России такое дело было ещё не очень популярным. Искать материалы, инструменты и информацию приходилось самостоятельно. Сейчас кожевники имеют столько опыта, что готовы не только продолжать создавать крафтовые изделия, но и делиться знаниями со всеми желающими, обучая новых мастеров.

Ботиночки по старым традициям

Дьяковы до сих пор находятся в непрерывном процессе обучения: читают литературу, смотрят видеоролики, испытывают новые материалы и технологии. Одно из последних направлений в работе мастеров — создание обуви по традиционным методам. «В магазинах, например, подошва приклеивается, и когда она изнашивается, мы эту обувь выбрасываем. В нашем случае подошва пришивается к кожаному верху, снизу клеится резиновая профилактика, которую при необходимости можно заменить. Это в разы увеличивает срок службы изделий. А ещё ботинки получаются удобными, как носочки. Дизайн тоже можно предложить свой, добавить какие-то детали, например», — объясняет Вадим.

Сейчас, говорит кожевник, купить такую обувь в обычном масс-маркет магазине практически невозможно, а одна пара брендовых ботинок зачастую стоит более ста тысяч рублей. У героев нашего материала цена в среднем около шестидесяти тысяч рублей. Высокая стоимость изделий обусловлена трудоёмкостью процесса: всё делается по индивидуальным меркам, колодки заказывают на Московской фабрике ортопедической обуви. Остальные материалы везут из-за границы.

«Когда я только начал этим заниматься, то понял, что у нас не так уж и мало тех, кто понимает и знает, что такое хорошая обувь. Недавно познакомился с человеком, который является большим ценителем обуви ручной работы и даже коллекционирует модели от разных производителей. Честно, был удивлён, что потребитель может подходить к вопросу так же глубоко и с таким же интересом, что и мастер-изготовитель», — рассказывает кожевник.

Кстати, Дьяковы рассматривают возможность коллабораций с местными модельерами, и готовы выпустить совместную небольшую линейку обуви авторского дизайна. 

 

 

Русская кожа в США

Среди основных импортных поставщиков кожи для сумок, кошельков и ремней — Италия, а вот материал для изготовления обуви мастера заказывают в США.

«В Америке есть старая кожевенная фабрика, которую основал выходец из Российской империи более ста лет назад. Сегодня она считается одной из лучших в мире. Рецепт производства кожи там держится в строгом секрете. В России такого качественного материала, к сожалению, уже не делают», — добавляет Ольга.

По словам мастеров, до революции наша страна была известным импортёром особого вида кожи — юфти, которая обрабатывалась берёзовым дёгтем. Она не боялась влаги, не плесневела при хранении и не гнила. Если говорить про тактильные ощущения и характеристики, частично напоминает ту, которую кожевники заказывают в США.

Кстати, в 1973 году большое количество старой юфти подняли с затонувшей в 1786 году бригантины Metta Catharina, плывшей из Санкт-Петербурга в Геную. Удивительно, но почти 200 лет под водой никак не сказались на её состоянии

«Русскую кожу» раскупили производители различных изделий, и приобрести некоторые из них можно до сих пор. Стоимость, правда, немалая: например, цена небольшого брелка — 18 тысяч рублей, а обложки на паспорт — 73 тысячи рублей. Современная юфть выделывается уже по другой технологии, старый рецепт был утерян.

 

 

Сделай ремень сам

«Когда мы начинали, в России вообще почти ничего не было для мастеров-кожевников, а то, что удавалось найти, было низкого качества. Научились искать информацию и поставщиков за границей, и в итоге были вынуждены сами стать поставщиками. Сейчас взаимодействуем с российскими мастерами, их более тысячи. Мы помогаем им найти нужный материал и инструменты и доставить из-за рубежа. Чем больше этим занимаемся, тем больше опыта. Вот даже решил попробовать сделать инструмент для обуви самостоятельно», — делится начинаниями Вадим.

Дьяковы рассказывают, что в Сергиевом Посаде довольно много людей, увлекающихся кожевенным ремеслом в качестве хобби. Все они между собой общаются, встречаются и обмениваются опытом, иногда даже заказами. Есть и коллаборации с другими мастерами — специалистами по дереву и металлу. Например, в одном из недавних проектов подарочной пепельницы решили совместить бронзу с кожей. Эскиз Дьяковы делали сами, металлические вставки, как и деревянную упаковку, — другие мастера. 

Для тех, кто с кожевенным делом не связан, ремесленники проводят обучающие мастер-классы. «Есть простые изделия, например, ремень, который можно сделать с нуля за 5-6 часов. Этому мы можем обучить с нуля в формате мастер-класса. Люди получают эмоции и уходят с уже готовой вещью. Это здорово», — рассказывают Вадим и Ольга.

Анонсы мастер-классов публикуют в группе ВКонтакте. В будущем кожевники хотели бы работать и с туристами, но пока прорабатывают организационные вопросы — как оптимизировать занятия так, чтобы гостям города было понятно, интересно и ещё оставалось время на другие виды активностей.

Светлана ГИРЛИНА

Фото: Светлана ВОЛОДИНА