Череда обрушений дорожного полотна на ул. Глинки началась 13 июня. Аварию объяснили провалом железобетонного свода канализационного коллектора. Строители заменили весь пролёт и установили в траншею трубу из полимера — ремонтные работы заняли месяц.

Но едва было восстановлено асфальтовое покрытие, как обвал грунта случился снова – в 5-7 метрах от места предыдущей аварии, и вновь из-за обрушения свода коллектора. В этот раз «Водоканал» обещает заменить трубу за две недели. Причиной разрушения коллектора называют воздействие химикатов.

Читатели газеты «Вперёд» активно обсуждают эту историю с продолжением в социальных сетях. Мы задали их вопросы начальнику службы сетей МУП «Водоканал» Дмитрию ВЕДЕРНИКОВУ.

Почему рушится всегда на том же месте?

После того как прозвучала версия о химической причине износа коллектора, пользователи соцсетей начали предлагать свои версии причины аварии. Наиболее частый вопрос: если кислоты сливались по трубам от посёлка Скоропусковский, то почему обвал произошел именно в районе улицы Глинки, а не на других участках?  По словам начальника службы сетей МУП «Водоканал» Дмитрия Ведерникова, на то есть объективные причины.

«Водонапорная линия выполнена из чугунных усиленных труб – они противостоят этим явлениям. На некоторых участках даже лежат специально разработанные для химически агрессивных сред. Там напорная линия это предусматривала. Не знаю, случайно это было сделано или преднамеренно, но трубы были уложены очень давно: в конце 60-х – начале 70-х годов, — прокомментировал он. — Приходит эта линия на тот колодец, который находится на перекрёстке улицы Глинки и проспекта Красной Армии. То есть химические стоки здесь еще не успевают разбавиться остальными: по этим двум пролётам идёт концентрат. Дальше агрессивное воздействие снижается, – вот почему именно на этих местах провалы».

Как поясняют в «Водоканале», предприятия должны сбрасывать стоки через станции нейтрализации — гасить кислоты. Но эти устройства потребляют много электроэнергии и реактивы для них достаточно дорогие. «Несколько раз мы пытались приехать на химические производства и отобрать у них стоки, — рассказывает начальник службы сетей. — У нас контрольные колодцы отбора проб находятся на их территориях — перед и после станции нейтрализации. Но проблема в том, что это предприятия первой категории, повышенной химической опасности, туда пропуск надо заказывать за двое суток примерно. Мы предупреждаем, что приедем отбирать пробы, — у них есть время, чтобы запустить станцию нейтрализации. Приезжаем, на выходе со станции, как положено, вода — дистиллят чистый, пить можно. Когда мы уезжаем, думаю, — всё глушится».

Коллектор еще не стар

Все подозрения о том, что из-за интенсивной застройки канализационная труба просто не справляется с нагрузкой, в «Водоканале» сразу отметают. 

«Диаметр 600 у коллектора заложен ещё с коэффициентом запаса, — утверждает Дмитрий Ведерников. — Он работает с коэффициентом заполнения не превышающим 0,5 сечения. И это в пиковую нагрузке, то есть в вечернее и утреннее время».

Сам коллектор построен в 1988 году из железобетонных усиленных труб, которые при разовом сбросе смогли бы выдержать химическую нагрузку. По действовавшим на тот момент СНиП ему была присвоена вторая степень капитальности, срок службы – порядка пятидесяти лет. «Это трубы из гидрофобизированного железобетона, они выдерживают жидкие среды, канализационно-щелочную среду и не выдерживают постоянное  воздействие концентрированных кислот», — отмечает Дмитрий Ведерников.

Он подчёркивает, что процесс кислотной коррозии непредсказуем из-за нарушения внутренней структуры трубы. В ходе диагностики с видеокамерами, опасные изменения обнаружить невозможно даже в тот момент, когда внутренняя структура железобетона уже потеряла прочность. В этих условиях достаточно небольшой подвижки грунта — из-за дождя или других погодных явлений – и труба просто рухнет. Поэтому в «Водоканале» уверены, что авария вызвана коррозионными процессами в железобетоне: «Там даже арматура в пальцах растирается», — говорят мастера.

До трубы пока не добрались

На провалившемся участке будет заменён весь второй пролёт коллектора — 35 метров.

«Мы не рухнувший кусок меняем, потому что, если произошла коррозия, и начался обвал верхнего слоя трубы, трещины напряжения уже пошли дальше. Замена локально нам ничего не даст, мы меняем пролёт — от колодца до колодца», — объясняют в «Водоканале».

Комментируя опасения жителей соседних домов, которые переживают, что обвал грунта может коснуться и территории жилой застройки, Дмитрий Ведерников сообщил, что фундаменты высотных зданий специально спроектированы, чтобы предупредить такие риски.
«Дома здесь не рухнут, потому что мы перехватили стоки с помощью перекачивающих станций — на рельеф ничего не течёт, — успокаивает он жителей. — Мы просто выкачиваем из одного колодца и перекачиваем уже в рабочий».

Ремонтно-восстановительные работы пока находятся на стадии вскрытия котлована. Под слоем асфальта и щебёночной подготовки, строители обнаружили ещё и дорожные плиты — очевидно, при строительстве дорогу специально укрепляли. Поэтому теперь для специалистов предприятия добавилась еще одна забота — вытащить эти плиты.

«Дальше последует установка траншейной крепи – мы дополнительно забиваем металлические сваи-стойки. Так как глубина у нас здесь из-за уклона рельефа увеличивается, сейчас наращиваем сваи-стойки до восьми метров дополнительно двойной кольцевой обваркой, — рассказывает начальник службы сетей. — Укрепить траншею нужно прежде, чем разбирать коллектор, чтобы нас там не завалило — глубина же порядка 6 метров.  Как только забуриваем сваи-стойки — начинаем выемку грунта с постепенным укреплением стенок траншеи. Дальше мы добираемся до трубы и начинаем её замену на полимер».


Татьяна МЕЛЬНИКОВА