В этом году народному художнику РСФСР, члену Союза художников СССР, участнику Великой Отечественной войны и войны с Японией Максиму Ивановичу Смирнову исполнилось бы 95 лет. Вспоминаем творчество мастера-резчика и одного из самых знаменитых его персонажей — большого деревянного медведя, стоявшего у ресторана «Золотое кольцо». И участие М. И. Смирнова в большом кино.

После окончания Московского художественно-промышленного училища Максим Иванович с конца 1950-х годов начал работать в нашем районе на Богородской фабрике. Потомственному резчику по дереву хорошо давалась также обработка камня и кости. Он создал более 250 произведений резной деревянной игрушки и скульптуры, около пятидесяти из них были приняты в серийное производство. А это в советское время было непросто: образец должен был пройти серьёзный конкурс, получить одобрение высокого художественного совета и, наконец, утверждён в Москве.

Максим Иванович Смирнов — участник более 150 отечественных и зарубежных выставок, в том числе пяти персональных. Его работы экспонировались в Канаде, Великобритании, Японии, Румынии, Польше, Великобритании, Турции и ГДР. В профессиональном сообществе он был уважаем, многие известные резчики – его ученики.

МЕДВЕЖЬЕ ЦАРСТВО

Пройдя две войны, он посвятил жизнь самому мирному и прекрасному делу — созданию игрушек. У Максима Ивановича был свой творческий почерк, даже самая простая игрушка получалась у него с характером. Он делал зарисовки с живой натуры, чтобы точнее передать образ человека, животного или птицы. Как правило, резчики сначала лепят фигуры из глины и пластилина, но Максим Иванович начинал работать с деревом сразу.

На фотографиях поздних лет художник выглядит настоящим волшебником: седые волосы, усы и борода, глаза с лукавинкой. А если брал в руки игрушку, то и впрямь будто вышел из книжки сказок.

Один из его любимых героев — медведь. Вот он укладывает бревна («Штабелеукладчик»), ловит рыбу («Медведь-рыболов»), занимается спортом («Штангист»). Помним и другие образы: «Вежливый медвежонок», «Емеля с медведем», «Мишка-трубочист», «Мишка-полотёр», «Мужик с медведем пашет». Резчик со временем просто очеловечил лесного богатыря. Одного из них «привёл» к ресторану «Золотое кольцо», открытому накануне Олимпиады-80.

СЛАВА И ЗАБВЕНИЕ

Медведь получился настоящим красавцем. Да и сам Максим Иванович был тогда в самом расцвете творческих сил, только-только перешагнул золотой юбилей.

Одним Медведь виделся официантом. Другие называли его «хозяином заведения», говорили, что нет в выражении его «лица» ничего лакейского, улыбается искренне, лапу к сердцу приложил. Одет в рубаху с пояском с кисточками, стоит с расшитым полотенцем через лапу, с поднятым подносом, на котором самовар с чашками. Не хочешь, да зайдёшь. Надо сказать, что в те годы меню и качество блюд в «Золотом кольце» были на высоком уровне.

Фотоснимки с Медведем миллионными тиражами разлетались во все стороны света, его изображение печатали на открытках. Через десять лет кто-то поднял нечистые руки на Медведя, отобрал у него самовар с чашками. А он, несмотря на воровство, продолжал приветствовать гостей с одним подносом. Изготовить другой самовар не удосужились, не до того было в перестроечные годы.

Добродушный и улыбчивый Медведь стал стареть, по туловищу пошли глубокие трещины. К началу нового века у него отобрали и поднос. Он стал ветшать, а через несколько лет на полусгнившем основании остались только его лапы.

Ресторан же, куда он много лет радушно приглашал посетителей, обеднел, растерял репутацию приличного заведения, был со скандалом продан и стал супермаркетом бытовой техники.

ВСТРЕЧА С ВАСИЛИЕМ ШУКШИНЫМ

В 1969 году на экраны страны вышел фильм Василия Шукшина «Странные люди», который режиссёр снял на основе своих рассказов. В трёх новеллах показаны деревенские люди-чудаки, но с богатым внутренним миром. Окружающие не всегда понимают их, осуждают и смеются над ними. В новелле «Думы» речь идёт о Кольке, который одержим творчеством, всё время вырезает из дерева фигурки, жениться не торопится. Сельчане считают его занятие пустой забавой.

Василий Макарович, как известно, не любил киношной неправды, снимал жизнь, какая она есть. Подходящего актёра нашел (Юрий Скоп), а вот за поддержкой достоверности образа поехал к Максиму Ивановичу Смирнову. Пообщаться с мастером, посмотреть его работы и манеру резьбы. Попросил его специально для фильма сделать несколько фигурок, в том числе и Стеньки Разина, над которой мучился его герой Колька-скульптор.

Максим Иванович умел передать в дереве настроение человека, его душу и мысли. Два мастера нашли общий язык. В фильме крупным планом показана скульптура «Смолокур», которую резчик потом берёг и хранил у себя дома. Показан и Стенька Разин, из-за которого над Колькой смеялась вся деревня. И только дед Матвей понимал парня, который пытался осмыслить историческое событие и роль своего героя в нём.

***

Вклад Максима Ивановича Смирнова в декоративно-прикладное искусство неоценим. Часть его творений находится в частных коллекциях, хранится в музеях, а немалая часть, к сожалению, утрачена.

Валентина БОЛОТОВА

Фото из коллекции автора