Недавно в культурной и религиозной жизни Сергиева Посада, да и всей страны, произошло яркое событие: впервые за долгие годы знаменитая рублёвская «Троица» покинула стены Третьяковской галереи в Москве и приехала на свою родину — в Сергиев Посад. В дни празднования 600-летия обретения мощей преподобного Сергия её в особом стеклянном саркофаге на несколько дней разместили в Троицком соборе Лавры, где она когда-то пребывала от момента создания до начала ХХ века. Вспомним историю великого образа.

Начнём с того, что специалисты относят «Троицу» к числу очень редких работ, для которых авторство Андрея Рублёва достоверно установлено. В тот же «короткий список» входят ещё несколько икон и фресок из Успенского собора во Владимире.

«Троица» была написана в 1425–27 годах «в похвалу Сергию Радонежскому» по заказу его ученика и преемника игумена Никона. Место её размещения было известно изначально: всего несколькими годами ранее в монастыре был построен Троицкий собор, куда верующие приходили поклониться обретённым в 1422 году мощам преподобного Сергия.

Исторический контекст того времени непрост: татаро-монгольское иго на Руси ещё не сброшено окончательно, а междоусобные войны и «размирие» между князьями (как говорили тогда) были повседневностью. Известно, что преподобный Сергий оставил завет: «Воззрением на Святую Троицу побеждай ненавистную рознь мира сего». И Андрей Рублёв переосмыслил его очень глубоко.

***

Сюжет иконы основан на библейском рассказе о том, как к столетнему старцу Аврааму явились трое прекрасных юношей, и он вместе с супругой Сарой угощал их под сенью дуба Мамврийского — догадываясь, что перед ним не простые странники, а три лица Святой Троицы: Бога Отца, Сына и Святого Духа.

Интересно, что лики на иконе не подписаны и споры «кто есть кто» начались уже в Средневековье. Поэтому Стоглавый Собор 1551 года, утвердив икону Андрея Рублёва в качестве канонической, в своём решении подчёркивал, что это не изображение Божественных Личностей, а образ Божественного Триединства. И в дальнейших списках запретил надписывать ангелов и изображать на образе так называемый «крещатый нимб» — иконографический приём, который указывает на Христа.

До Рублёва иконописцы передавали этот сюжет с большой обстоятельностью, изображали уставленный яствами стол, прислуживающих путникам хозяев, порой вводили сцену заклания тельца. Рублёв же отбросил все второстепенные, «бытовые» детали и сосредоточил всё внимание именно на трёх ангелах.

В образе отражён и литургический аспект. Силуэты двух ангелов, сидящих по бокам, образуют собой чашу. И на престоле посередине стоит чаша — символ Евхаристии, Жертвы Христа. Мало кто знает, что у «Троицы» Рублёва есть и другое наименование — «Предвечный совет». Это таинственное общение внутри Святой Троицы о спасении человечества: Бог Отец с добровольного согласия Бога Сына отправляет Его в мир ради спасения людей.

***

В обители преподобного Сергия икона «Троицы» пользовалась необыкновенным почитанием, верующие стекались к ней со всех концов православного мира. Конечно, были и подношения — этот обычай сохранялся вплоть до начала ХХ века.

Наиболее значительные из них, что неудивительно, связаны с именами русских царей.

Например, по приказу Ивана IV Грозного для иконы был изготовлен золотой оклад. Позже его сменил оклад, сделанный по распоряжению Бориса Годунова. Он, в свою очередь, неоднократно поновлялся, и к XVIII веку почти всю «Троицу» закрыли драгоценным металлом, оставив для обозрения лишь лики, руки и ноги ангелов.

Саму икону, по традиции тех лет, тоже неоднократно поновляли, прописывая рисунок поверх потемневшего слоя олифы. Такие действия документально отмечены трижды: на рубеже XVI и XVII веков, в 1771 году и в середине XIX века.

ХХ век поменял многое. В известном смысле можно сказать, что мы обрели рублёвский шедевр заново. Дело в том, что реставраторы научились не обновлять старый рисунок, рисуя поверх него новый, а освобождать старый образ от наслоений времени.

Первым по приглашению священноначалия Лавры за расчистку «Троицы» в 1904 году взялся придворный иконописец и реставратор В. П. Гурьянов. Освободив от слоя олифы небольшой фрагмент, он поразился: на месте сильно потемневшего старинного образа стали проступать яркие цвета — голубой, золотой, красный.

Реставрацию иконы продолжили вскоре после Октябрьской революции. В 1918 году в Сергиевском филиале реставрационной мастерской Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию древней живописи Г. О. Чириковым, И. И. Сусловым и В. А. Тюлиным икону окончательно освободили от поздних записей, а Е. И. Брягин покрыл её новой олифой. В результате икона приобрела современный облик, который близок к первоначальному (но не соответствует ему на 100 % — например, утрачено золото фона и т. д.). В январе 1919 года икону уже без оклада, но под стеклом, вернули на прежнее место в Троицкий собор.

Летом 1929 года «Троицу» передали на постоянное хранение в Третьяковскую галерею, где в то время формировали отдел Древнего русского искусства. Распоряжение отдал председатель Наркомпроса А. В. Луначарский. С тех пор икона покидала галерею только один раз, при эвакуации экспонатов в Новосибирск во время Великой Отечественной войны.

В Сергиевом Посаде с 1929 года рублёвская «Троица» не была ни разу. Сейчас она снова в Москве. А в иконостасе Троицкого собора на её месте уже почти сто лет размещается копия, написанная реставратором Н. А. Барановым.

Александр ГИРЛИН

Использованы публикации Татьяны Кузнецовой, Галины Черкашиной, Ирины Языковой.